31.12.2024 года в России завершится срок реализации национального проекта «Производительность труда и поддержка занятости». Его основными целями были: во-первых, увеличение производительности труда на предприятиях несырьевого сектора на 5%; во-вторых, вовлечение в проект 85 субъектов федерации; в-третьих, вовлечение в проект не менее 10000 крупных и средних предприятий несырьевого сектора.
По итогам 2023 года в нацпроекте участвует более 5000 компаний, их совокупная выручка составляет 11 трлн. рублей, численность персонала – более 1,5 млн. человек. По данным Минэкономразвития РФ благодаря повышению производительности труда участники проекта увеличили свою прибыль на 318 млрд. рублей.
Основой улучшений стало, кроме прочего, внедрение инструментов бережливого производства. Основным назначением которых является сокращение потерь времени, запасов, неравенства загруженности персонала и т.д.
Адресную поддержку представителям реального сектора экономики в этом вопросе оказывает Федеральный центр компетенций, а также региональный центры компетенций (РЦК), которые функционируют в 60 субъектах РФ. В рейтинге РЦК субъектов РФ по реализации мероприятий федерального проекта «Адресная поддержка повышения производительности труда на предприятиях» силами региональных центров компетенций первые пять позиций занимают г. Москва и Челябинская область (занимают одно, первое место), Краснодарский край, Республика Крым, Республика Татарстан, Белгородская область. Орловская область располагается на 15 позиции рейтинга.
По мнению министра экономического развития РФ Максима Геннадьевича Решетникова национальный проект «Производительность труда и поддержка занятости» имеет макроэкономическое значение. Его пролонгация будет способствовать снижению кадрового дефицита в стране. Кроме того, перспективным может стать создание отраслевых центров компетенций.
По мнению эксперта Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Ольги Карповой, распространение опыта лучших практик внедрения инструментов бережливого производства на непроизводственные сферы экономики, а также на сферу государственного управления может способствовать улучшению основных макроэкономических показателей развития нашей страны. Сокращение времени процесса оказания услуг органами государственной власти будет, кроме прочего, стимулировать инвестиционную активность, что, как следствие, приведёт к обновлению основных фондов, созданию новых организаций и предприятий, новых рабочих мест, пополнению доходной части государственного бюджета. Системные изменения сделают более доступными различные программы государственной поддержки экономики, что повысит эффективность проводимой государством экономической политики в целом.