Стратегическое планирование социально-экономического развития территорий в современной России впервые было реализовано во второй половине 1990-х годов, однако пик разработки всевозможных стратегий пришелся на конец «нулевых» – начало десятых годов нашего века. И хотя тогда уже возникла необходимость в правовом регулировании данного вида деятельности, базовый закон длительное время отсутствовал. Это порождало хприминаемых видов документов (например, концепции, комплексные программы) и подходов к их разработке и реализации, а в отдельных случаях финансирование соответствующих работ квалифицировалось компетентными органами как нецелевое расходование средств.
Наконец, 28 июня 2014 г. был принят Федеральный закон «О стратегическом планировании в Российской Федерации» №172-ФЗ. К плюсам данного закона можно отнести саму по себе попытку обобщить многолетнюю практику разработки соответствующих документов, а также формулирование полезных принципов стратегического планирования, расширение спектра уровней стратегий, закрепление нормы об их прохождении через публичные слушания. Чуть позднее в развитие первоначальной концепции закона в систему стратегического планирования были встроены государственные программы и в 2024 году — национальные проекты.
Несмотря на ряд преимуществ рассматриваемого закона, правовое регулирование стратегического планирования нуждается в совершенствовании. Обращает на себя внимание то, что поправки в 172-ФЗ вносятся не так уж часто, не в пример законодательству о местном самоуправлении.
Прежде всего, следует отработать понятийный блок — как сами термины, так и определения, ведь от этого зависит, с одной стороны, язык и логика управленческой науки, а с другой, до известной степени — конструирование самой реальности. Так, смущает уже один из главных терминов «документ стратегического планирования» – почему не «стратегический документ»? Стратегическое планирование, по логике авторов закона, — это «деятельность участников стратегического планирования…», что очень странно. Даются понятия государственного и муниципального управления, которые не относятся к предмету данного закона…
А по сути — в первой части первой статьи закона сказано, что им устанавливаются правовые основы координации государственного и муниципального стратегического управления и бюджетной политики; это же является первой задачей стратегического планирования, однако определение стратегического управления отсутствует и содержательно данный вид деятельности не раскрыт и не регламентирован.
Больше повезло стратегическому управлению в другом документе — Основы государственной политики в сфере стратегического планирования в Российской Федерации, утвержденном Президентом РФ в 2021 году (Указ № 633). Этот документ не просто отражает реалии настоящего, но, скорее, делает проекцию на будущее. Например, в нем отражено влияние цифровизации госуправления на сферу стратегического планирования.
Итак, чтобы повысить эффективность стратегического планирования и управления, следует интегрировать целый ряд положений Указа №633 в Федеральный закон №172-ФЗ и более чётко прописать механизмы стратегического управления: организационные (создание институтов развития), финансовые (выделение средств на реализацию стратегий), информационно-технологические (трансформация стратегий в цифровые платформы). Последний пункт будет раскрыт в одном из следующих постов.







