В условиях сложившейся внешнеполитической обстановки глава правительства Михаил Мишустин 29 марта 2022 года подписал постановление №506 тем самым легализовал Параллельный импорт товаров на территорию Российской Федерации.
Минпромторг опубликовал список товаров для параллельного импорта в Россию — то есть без согласия владельца бренда. В него попали автомобили, техника Apple и Samsung, бумага и картон.
Приказ Минпромторга РФ вступает с 7 мая. В Министерстве заявили, что готовы оперативно вносить в него изменения и дополнения исходя из реальных потребностей граждан и экономики страны
Что значит параллельный импорт?
Параллельным импорт — ввоз продукции иностранного производителя без разрешения правообладателей. Простыми словами, теперь на импорт продукции, которая раньше была разрешена к ввозу только владельцу марки и авторизованными им импортёрами, сейчас разрешён ввоз всем желающим без необходимости получения одобрения от владельца марки или его официального представителя на территории РФ.
Параллельным импорт — это ввоз оригинального товара в страну без разрешения правообладателя.
Продукцию импортируют через альтернативные каналы — параллельно поставкам официальных дистрибьюторов или дилеров. Такие товары еще называют серыми. Они не считаются контрафактом, но все же у потребителей могут возникнуть проблемы с ремонтом и техническим обслуживанием — если производитель ушел с рынка, он вряд ли продолжит официально ремонтировать товары.
При параллельном импорте товары официально поставляются в Россию со всеми сертификатами качества. ФАС объясняла, что параллельный импорт не лишает права гарантийного обслуживания и технической поддержки.
Какие бренды и компании “остались” в России — что можно ввозить без разрешения правообладателей
В списке десятки различных товаров, включая автомобили и запчасти к ним, электронику и бытовую технику, одежду и обувь, косметику, мебель, бумагу и картон, промышленное оборудование и материалы. Перечислим некоторые бренды из перечня по категориям.
Автомобили В список вошли бренды Land Rover, Jeep, Jaguar, Chrysler, GM, Cadillac, Chevrolet, Mitsubishi, Renault, Mercedes-Benz, Daimler, Maybach, Smart, BMW, Mini, Volkswagen, Skoda, Porsche, Audi, Toyota, Lexus, Isuzu, Subaru, Suzuki, Honda, Infiniti, Nissan, Volvo, DAF Trucks, MAN, Scania. Кроме того, в список попали люксовые марки: Rolls-Royce, Bugatti, Bentley, Lamborghini, Maserati, Ferrari, Aston Martin. Это касается и запчастей к ним. Часть компаний из этого списка объявили о временном прекращении поставок автомобилей в Россию и об остановке производства на территории страны. Некоторые премиальные автомобили нельзя поставлять из-за ограничений регуляторов других стран. Включен весь наземный транспорт, кроме железнодорожного: легковые автомобили, грузовики, спецтранспорт и запчасти для них.
Шины Continental, Michelin, Goodyear и Bridgestone.
Электроника Apple, Samsung, Sony, Dell, LG, Asus, GoPro и других.
Бытовая техника Electrolux, Siemens и Dyson.
Игровые приставки Xbox и PlayStation.
Полный список можно посмотреть в приказе Минпромторга. Министерство будет его корректировать в зависимости от решений иностранных компаний по поводу работы в России.
Фармацевтическая продукция — O.B., Carefree;
Оборудование для различных отраслей, включая добычу полезных ископаемых, электроэнергетику, железнодорожный и судоходный транспорт, сельское хозяйство;
Одежда, обувь, косметика.
Какие бренды остались: в списке из 96 пунктов, в частности значатся: растения, косметические компоненты, одежда и обувь, товары химической промышленности, запчасти для автомобилей и техники, музыкальные инструменты, звукозаписывающая аппаратура, фото- и кинотехника, медицинские инструменты.
Иностранные компании, продукция которых попала под параллельный импорт, пока не просили об их исключении из перечня, российский Минпромторг готов оперативно реагировать на такие обращения, заявил глава министерства Денис Мантуров.
Какие бренды электроники остались: параллельный импорт электроники и компонентов
С 8 апреля Евросоюз запретил экспорт в Россию квантовых компьютеров, передовых полупроводников, высокотехнологичной электроники, программного обеспечения и транспортного оборудования на сумму более 10 млрд. €.
В ответ власти России разрешили ввоз продукции ряда брендов, ушедших из страны, без их разрешения. Малайзийский посол в Москве Бала Чандран выразил надежду, что будет множество переговоров на уровне бизнеса по теме поставок полупроводников и электроники в Россию:
«Я очень рад, что вы считаете, что Малайзия могла бы стать поставщиком высокотехнологичного оборудования в Россию», — сказал он, подчеркнув, что Малайзия является «одним из самых больших экспортеров полупроводников с ежегодным объемом в 8,7 млрд $ и готова удовлетворять спрос на мировом рынке». Отмечается, что «сектор электроники обеспечивает почти 6% ВВП Малайзии».
Зачем нужен параллельный импорт России?
Необходимость в параллельном импорте возникла в актуальной ситуации санкционного давления, при котором большинство мировых производителей отказались от ведения деятельности в России.
Разрешённый параллельный импорт теперь позволяет ввозить на территорию России оригинальную продукцию правообладателей без необходимости получения от них разрешительных писем. При этом таможенное оформление проводится по официальной процедуре с необходимостью уплаты всех обязательных таможенных платежей и НДС.
С одной стороны такое одобрение позволяет ввозить, но с другой стороны это не снимает существенных сложностей связанных с наложенными санкциями, которые заключаются в следующем:
- Правообладатель отказавшийся вести деятельность в России с высокой степенью вероятности откажет в поставке продукции понимая, что конечным пунктом назначения является территория России.
- Перевозка продукции до границ Российской Федерации очень сильно затруднена и зачастую блокирована. Так например, въезд грузового транспорта с российскими гос. номерами запрещён.
Параллельный импорт решает проблему доступности нужных нам товаров тактически, но ни в коем случае не может замещать курс на полный технико-экономический суверенитет — стратегически.
Стратегически необходимо реальное, полномасштабное импортозамещение, которое в свою очередь требует формирования и управления национальным портфелем конкретных проектов, а не разговоров о пользе импортозамещения и абстрактных мерах его поддержки. Цель импортозамещения должна стать не декларацией, а главным критерием реальной, персональной ответственности конкретных государственных служащих и всей организации соответствующий государственной деятельности.
Импортозамещение начинается в головах, — А.Галушка на СоловьёвLive