Научно-техническое развитие в гражданской сфере
В настоящее время авиация не стоит на месте ни за рубежом, ни в России. Наиболее активно проводятся исследования в области применения новых, усовершенствованных материалов, что улучшает лётные характеристики самолёта, его коммерческую ценность и эксплуатацию, также значительно повышают его безопасность. Помимо этого используются новые исследования в сфере навигационных концепций, авионики и другого ребордного оснащения.
В данной заметке пересмотрены новые отечественные и иностранные научно-технологические исследования в сфере штатской авиации.
Российские научные разработки в области гражданской авиации
Применение композитных материалов в самолётостроении
В 2015 году российские авиаконструкторы АО АэроКомпозит одними из первых в мире освоили силовые элементы консолей крыла. Панели центроплана по инфузионной технологии, композитные материалы применяются в конструкциях с высокими нагрузками, что сильно влияет на аэродинамику самолёта и его компоновку. Исследования, проводимые в ЦАГИ позволяют значительно удлинить крыло и уменьшить его вес.
Именно такая технология использована в новом МС-21. Вследствие высокой скорости полета аэродинамическое качество самолёта возросло на 56%, что позволило значительно сэкономить топливо и увеличить крейсерскую скорость и высоту полета.
Применение углеродных наноматериалов
В авиационной промышленности уменьшить вес деталей, сохранив прочность корпуса использование топлива и улучшение качества масел и красок. Решение этих проблем — углеродные наноматериалы, наноалмазы и углеродные нанотрубки (УНТ).
Специалисты ООО «Рам» совместно с АО « ЭКА „ разработали технологию наноалмазное хромирование. Это позволяет накладывать хромированное покрытие на детали и узлы, по износостойкости они значительно превосходят аналоги. Особенностью гальванической наноалмазной технологии хромирования является возможность его использования на уже имеющемся оборудовании. Состав традиционных хромовых покрытий существенно не меняется.
Концепция интегрированной модульной авионики (IMA)
Авионика интегрированного модуля относится к концепции создания бортового комплекса на основе открытой сетевой архитектуры и единой вычислительной платформы. В данном случае понятие «интегрированный» относится к объединению ресурсов (источники питания, процессор, память, коммуникационные шины, источники ввода-вывода) для решения проблемы управления воздушным судном. В этом случае функции сложных систем выполняются программными приложениями (например, самолётная навигация, связь, отображение и т. д.). Переход на ima переход от идеи «система-одна функция» к многофункциональной структуре — «множество функций на одном вычислительном ядре». [4]
Инерциальная навигационная система произвольной формы
Инновационная Россия
В 2015 году разработана навигационная система made bins-2015, отличающаяся от своих аналогов работоспособностью. Без связи с ГЛОНАСС и GPS. Работа прошла испытания, и теперь начался этап серийной подготовки производство. Эта система также будет применяться на МС-21. Инерциальная навигационная система по принципу действия источник навигационной информации, защищённый от сбоев, поэтому bins-2015 является отличным вариантом для использования на воздушных судах.
Конфиденциальность траектории их полета.
Bins-2015 может устанавливать местонахождение воздушного судна автономно, спутниковое судно не использует навигацию и связь с наземными объектами.
Зарубежные научные разработки в области гражданской авиации
Применение новых материалов
Boeing планирует заменить конструктивную часть своих самолётов на традиционные термореактивные композитные материалы. Чем лучше термопластичные композиты, тем они легче, прочнее и более экономичны в производстве. С компанией подписан производственный контракт Daher в городе Нант, Франция. Термопластичные композиты нечувствительны к ограничениям производства по сравнению с термореактивными средами (ограниченный срок использования, необходимость холодильного хранения, требования к чистоте помещений время производства). Детали из термопластичных композитов также более устойчивы. Допускается переработка с использованием др. материалов. Кроме того, упрочнение термопластичных матриц тёплом и давлением производится в очень сжатые сроки, что сокращает сроки производства. [7]
Система предупреждения столкновения с ВПП И Технология Brake to vacate
Разработанная и используемая Airbus система быстро и безопасно снижать скорость при посадке, одновременно выполняя поворот на выбранный съезд с взлётно-посадочной полосы в оптимальных условиях. Система предназначена для постоянного расчёта того, может ли воздушное судно безопасно остановиться перед самолётом на оставшейся длине взлётно-посадочной полосы. Если в какой-то момент система выясняет, что есть угроза заполнения ВПП, появляются сообщения о пролете, что помогает экипажу принять решение. Система Бортовая авионика опциональна наA380 и стандартна наA350 XWB.
Технология управления воздушным движением ADS-B
На основе новой технологии.
Программа NextGen федерального управления гражданской авиации США, автоматическое слежение в режиме широковещательного вещания (ADS-B) (автоматическое слежение в режиме широкой передачи). Это технологическое решение для определения координат воздушного судна и GPS передает их и другие полётные данные в наземные центры управления для диспетчеров и других лиц. ADS‑B позволяет пилотам и диспетчерам видеть одну и ту же картину. Эти события повысили взаимопонимание между всеми участниками движения., таким образом повышается безопасность и гибкость управления воздушным движением.
Список литературы:
1. В 2017 году в Ульяновской области начнется серийное производство
композитного крыла для МС-21 [Электронный ресурс] // АО «Аэрокомпозит»:
официальный сайт. Дата обновления: 05.12.2016. (дата обращения: 29.04.2018).
2. Перспективное крыло ЦАГИ для магистрального самолёта [Электронный ресурс] // Деловой журнал «Авиатранспортное обозрение». Дата обновления: 16.08.2015 (дата обращения: 03.05.2018).
3. Инновационные разработки ООО «РАМ» [Электронный ресурс] // ООО «РАМ»:
официальный сайт. Дата обновления: 04.06.2015. Систем. требования: Adobe
Acrobat Reader. (дата обращения: 03.05.2018).
4. Роль и место бортового оборудования воздушных судов на современном этапе развития авиации. Интегрированная модульная авионика [Электронный ресурс] //Специальный проект ФГУП «ГосНИИАС»: официальный сайт. Дата обновления: 13.04.2014. (дата обращения: 04.05.2018).
5. При разработке авионики пассажирского самолёта МС-21 применены прорывные технологии [Электронный ресурс] // Информационно-аналитическое агентство «АвиаПорт». Дата обновления: 08.06.2016. (дата обращения: 04.05.2018).
6. Степаненко А. С. Развитие навигационных систем в гражданской авиации //
Научный Вестник МГТУ ГА. 2017. Том 20. N 01. С. 123–131.
7. Daher to supply thermoplastic composite structural parts to Boeing [Электронный ресурс] // Aerospace Manufacturing and Design magazine: электронный портал журнала. Дата обновления: 25.01.2018. (дата обращения: 08.05.2018).
8. Technology and Innovation: Passenger Aircraft [Электронный ресурс] // Airbus S. A. S.: официальный сайт компании. Режим доступа: European science № 4 (36) ▪ 34 (дата обращения: 08.05.2018).
9. Runway Overrun Prevention System [Электронный ресурс] // Электронный портал SKYbrary: проект European Organisation for the Safety of Air Navigation. (дата обращения: 08.05.2018).
10. Automatic Dependent Surveillance-Broadcast (ADS-B) [Электронный ресурс] //
Федеральное управление гражданской авиации США: официальный сайт. (дата обращения: 08.05.2018).