Они представляют собой незаконные договорённости между поставщиками или исполнителями контрактов, направленные на ограничение конкуренции, искусственное повышение цен и манипуляции с результатами конкурсных процедур. Подобные соглашения наносят серьёзный ущерб интересам заказчика и приводят к неэффективному расходованию бюджетных средств.
Примером картельного соглашения на торгах может быть договорённость поставщиков о порядке подачи заявок, чтобы избежать столкновения интересов и гарантировать каждому участнику определённый лот или сегмент рынка.
Следует отметить, что, согласно некоторым экспертным оценкам, ежегодный ущерб от картельных сговоров в сфере государственных и муниципальных закупок может достигать около 2% валового внутреннего продукта страны.
Между тем, средняя величина потерь от подобного рода махинаций на торгах варьируется в пределах 20–22% от первоначальной стоимости контракта. В денежном эквиваленте данная сумма выражается сотнями миллиардов рублей, теряемыми российским бюджетом ежегодно. Тем не менее, осуществление открытых конкурентных процедур в полном соответствии с положениями Законом о контрактной системе позволяет государственным и муниципальным структурам приобретать необходимые товары, работы и услуги на приемлемых условиях, что в конечном итоге оказывает позитивное воздействие на общее экономическое развитие государства и предпринимательского сообщества.
Предупреждение, выявление и пресечение антиконкурентных соглашений возложено на ФАС России.
С 1 августа текущего года в этом ведомству станет помогать ГИС «Антикартель». Это стало возможным благодаря принятию Федерального закона от 25,06,2025 № 182-ФЗ, внёсшему изменения в Закон о конкуренции.
ГИС «Антикартель» позволит обнаруживать подозрительную активность участников торгов, манипуляции с ценами и другие риски нарушений антимонопольного законодательства в автоматическом режиме. Система позволит обрабатывать 100 закупочных процедур, однако в целом порядок её работы, а также перечни источников и виды обрабатываемой информации позже определит Правительство РФ.
«Борьба с картельными соглашениями в сфере закупок является важнейшей составляющей эффективной политики в области государственного заказа. Реализация профилактических мер, усиление контроля и внедрение новейших технологий позволяют предотвратить возникновение негативных последствий для экономики и общества», — комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Анна Минина.







