Православные поездки
Православные, паломнические поездки — это не экскурсии к неизвестным местам. В первую очередь они предполагают молитвенный настрой. В такие поездки люди ездят за духовной составляющей, убегают от суеты будней, чтобы долго ещё потом пребывать в душевной тишине и покое.
Физически — поездка не из легких. Выезд на автобусе в 2 часа ночи, возвращение планировалось в этот же день к 10 вечера, но по факту получилось в полпервого ночи уже следующего дня. Но усталости после поездки нет, наоборот, ощущаешь какой-то подъем сил.
Поспать днем не удалось, до вечера — домашние дела. Пользуюсь тем, что до двух ночи есть время, кое-что зашиваю, перешиваю. Быстренько сооружаю бутерброды с сыром, наливаю термос с крепким сладким чаем, вот и все сборы. До автобуса добираемся с наперстницей на такси, одни из первых. Прохладно. Наша замечательная сопровождающая, наша «мамочка» Татьяна Николаевна рассаживает паломников по их немощам: кого ближе ко входу, кого подальше, учитывая и дружеские предпочтения. Мне достается место рядом с водителем. Помолившись, отправляемся в путь.
Кто-то может спать в автобусе, им повезло. У меня не получается. Однако дороги прекрасные и через пару часов первая остановка. Вспоминаю поездки в 90-е и нулевые. Автобус останавливается на «зеленую остановку». Лес, грязь, холод, трава по пояс: девочки направо, мальчики налево.
Сейчас трасса оборудована прекрасно: освещение, кафе с микроволновками, горячим кофе и чаем, ухоженными туалетами. Это тот случай, когда прогресс во благо.
Ближе к 7 утра проблема с колесом. После замены колеса едем дальше.
Из-за вынужденной остановки задерживаемся. Татьяна Николаевна звонит в Храм, предупреждает. Нас успокаивают – ради нас задержат Литургию.
И вот мы на месте. Небольшая деревенька, домики, разбросанные по холмам, довольно ухоженные, как, впрочем, и все деревни в Воронежской и Липецкой областях. Пару десятков лет назад в этих местах царила разруха, дома разрушались, крыши в основном были покрыты рубероидом, редко где шифером. А сейчас почти все дома под черепицей, дворы ухоженные, много цветов.
Останавливаемся около оградки небольшого Храма. По дороге Татьяна Николаевна рассказала, про это место и настоятеля Храма.
***
Начавшая свою историю в 17 веке деревня Гончариха, в лучшие свои годы насчитывала до девяти тысяч населения. В 1705 году в документах уже есть упоминание о деревянной Архангельской церкви. Воронежские места при Петре I считались вотчиной корабелов. Приехал как-то Петр I в эти места проверить как идут работы по изготовлению рулей для флотилии, зашел в плотницкую избу, поразился её размерам и воскликнул: «Ого, избище!». Так и стала впоследствии называться деревня. Недалеко есть родник, известный с 18 века, освященный во имя иконы Казанской Божьей матери, но мы на него уже не успевали.
В 1790 году на месте деревянного строят каменный на тысячу человек Храм Вознесения Господня с колокольней на 7 колоколов. Звон самого большого колокола «Самсон» был слышен за 25 км. Строительство Храма шло более 30 лет.
Во времена гонения большевиков на церковь службы запретили, а в 1938 году Храм и вовсе закрыли, в здании устроили зернохранилище. Когда из этих мест отступали фашисты, 27 января 1943 года, они взорвали все церковные постройки. Уцелевшая 45-метровая колокольня становится новым Храмом, здание которого с 1995 года считается Государственным памятником и объектом исторического наследия областного значения.
По предсказанию афонского старца Сергия и его молитвам, по молитвам старицы Хариессы и других Божиих людей в почти уничтоженном селе возродился один из самых благодатных приходов, в который едут паломники со всей России.
В Избище - в подвалах, землянках, погребах, сараях во времена гонений на церковь прятались Божии люди. Один из них - старец (высокодуховный церковный человек) Сергий ходил по окрестным селам с проповедью, а с начала 50-х постоянно жил в Избище. На хождение с проповедью его сподвигли монашки из Танеево, прозорливицы. Старец Сергий прославился разными чудесами: исцелял больных, так, по его молитвам прозревали незрячие. Про него известно мало, монашествовал на Афоне, много лет провел в тюрьмах. Сам он постоянно молился, в день делал до 3 тыс. поклонов, кушал один раз после захода солнца, в основном чай и немного сухариков. На Пасху – 1 яйцо. В Избище завёл правила службы, которые неукоснительно выполнялись. Умер здесь же, похоронен в часовне на кладбище, рядом с Храмом. В этой же часовне похоронена особо почитаемая схимонахиня Хариесса (в миру Анна). Оба они предсказывали возрождение Храма в этих местах. «Дождитесь – придёт сюда один священник, которым своим служением достигнет того, что в Избище откроется монастырь», говорил старец Сергий.
В 1974 году в Храме начинает служить протоиерей Борис Хрисанфович Узаревич, который восстановил Церковь Вознесения Господня, построил часовню над могилкой Старца Сергия и старицы Хариессы.
В своих воспоминаниях протоиерей пишет: «На постой определили к Арише, у которой последние годы жил старец Сергий. «Как зовут-то? Борисом?! Вот и дождались! Старец Сергий говорил: дождётесь и к вам приедет священник по имени Борис. При нём в Избище возродится церковная жизнь. В храме будет очень много прихожан. И этот батюшка сделает всё, чтобы всё было готово для открытия монастыря...». Сразу же навестили представители районной власти - никаких благоустройств в храме не наводить. Никакого проявления активности».
Батюшка Борис не послушался, потихоньку, несмотря на перенесённые тяжелые болезни поначалу в одиночку начал восстанавливать Храм.
***
К отцу Борису едут со всей России. В юности он подвизался в Почаевской Лавре у Святого Амфилохия Почаевского (причислен к лику Святых как Преподобный) и Старца Сильвестра, слова которых любит повторять: «Любое дело делай лучше, чем ты делал бы его для себя – Господу старайся угодить». С 2006 года протоиерей Борис является Духовником Воронежской и Борисоглебской Епархий. Несмотря на возраст, ему 85 лет, он принимает всех.
Нас встретили и предложили исповедаться у митрофорного (имеющего право носить митру) протоиерея Бориса.
Справочно: Для протоиереев награда митрой (особый головной убор с иконами) производится указом патриарха Московского и всея Руси не менее чем за 30 лет беспорочного служения Церкви.
Борис Хрисанфович Узаревич родился недалеко от Почаева. Отец его вернулся с Великой Отечественной с тяжелым ранением. На войне погибли 6 братьев и 2 сестры отца. Мать была очень набожной и всё детство водила маленького Бориса в Почаевский монастырь на службы. В семье соблюдались все посты. Отец был строгим и хорошо образованным. После случая с исцелением матери Старцем Иосифом (после канонизации — Амфилохием), которой врачи собирались ампутировать ногу после укуса бешенной собаки, стал задумываться о Православии, стремился быть ближе к Старцу Иосифу. В школе над ним смеялись, проводили антирелигиозные беседы, заставляли стать как все. После старца Иосифа вторым человеком, оказавшим влияние на юношу, стал старец Сильвестр, который 50 лет подвизался в Почаевском монастыре, был допущен к Сталину и отстоял в этой беседе монастырь от закрытия, позже тоже самое произошло при встрече с Хрущевым.
Протоерей Борис отслужил в армии, где научился работе с деревом, каменной кладке, электрике, закончил Духовную Семинарию, служил в Казанском Храме Воронежа. После трех операций на горле (онкология), еще три операции, в т. ч. на позвоночнике после аварии. Направлен в село Избище. В то время на месте разрушенного Храма уже были и склад, и конюшня, и мастерские. Служить можно было только в сторожке с худой крышей и продуваемыми стенами. Тут уже не до болезни. Сам очищал ветхую крышу от птичьего помета, грязи. Однако зиму пришлось служить в колокольне, где на Престол падал снег через худую крышу. Со временем отремонтировал и провел отопление в Храм, достроил предел, освященный во имя Александра Невского. Построил новую звонницу. А трапезная – как конференц-зал. На могиле старца Сергия и схимонахини Хариессы сооружена и освящена часовня. Приведено в порядок кладбище.
«Жизнь, что лодка: чтобы дойти до какой-то цели, надо грести двумя веслами. Одно весло — молитва, другое — труд. Ты живи так, чтобы не ронять ни одно весло…», — часто вспоминает притчу Отец Борис.
***
Уже около часа шла исповедь, но народ всё шел. Тогда протоиерей Борис начал Литургию, которая прошла для меня на одном дыхании. В конце Литургии, перед причастием Святых Христовых Тайн, исповедь продолжилась.
После окончания службы нас пригласили на трапезу. Несмотря на усталость от почти 4-х часового служения, протоиерей Борис присоединился к нам. Трапезная у протоиерея Бориса очень вместительная, человек на 60. Еда постная, но очень вкусная, приготовленная с душой: борщ, гречневая каша, соленые овощи, компот из яблок, клецки творожные, пирожки печёные с яблоками.
На стене трапезной стенгазета, сделанная детьми с рисунками Храма и фотографиями любимого Батюшки.
Кратковременное общение с Батюшкой (именно так хочется его называть) не просто внесло покой в душу, появилось желание улыбаться каждой веточке, каждой птичке. Ухоженная стараниями прихожан и протоиерея территория Церкви с небольшим прудиком, цветниками, гипсовыми фигурками вызывала желание посидеть, помолчать, посмотреть в небо. Прекрасная солнечная и теплая погода вызывала умиротворение.
***
После трапезы нашей группе рассказали об иконах Храма, которые «собираются» сюда сами какими-то ведомыми только Богу путями.
В храме Вознесенья села Избище хранится чудотворная икона Смоленской Божией Матери. Её именуют Кутузовской — один из владельцев иконы служил во время войны 1812 года при штабе Кутузова. И этот образ был постоянно с ним. Офицер участвовал во многих сражениях, но ни разу не был ранен. Икона передавалась из рода в род. Матери, жёны всегда молились перед ней об ушедших защищать Родину. Ни один мужчина из этого рода не погиб, не был ранен.
В конце 80-х годов прошлого столетия в дар храму святой образ передала жительница города Усмань Липецкой области. Оклад для иконы сделал безрукий прихожанин Казанской церкви города Воронежа Николай Попов.
***
О! Сколько любви и заботы!
Небесная Мати моя!..
Оклад весь в лучах позолоты —
Светлее сияния дня.
Оклад этот сделал раб Божий,
Зубами его мастерил —
Николушка... очень похожий
На ангела — только без крыл.
Две рученьки были отняты...
Он так Матерь Божью любил,
Оклад для иконы зубами,
Бог ведает, как мастерил.
«И было легко», — говорил он,
И Божия Матерь Сама
Николушку благословила
И силы ему подала.
Стихи рабы Божьей Зинаиды Ефремовой из статьи «Готово сердце моё»
***
Перед Алтарём справа стоит икона Спасителя. Её передала в дар женщина, у которой сын и племянник воевали в Афганистане. Они вернулись живыми по молитвам о.Бориса и позже помогали в строительстве пристроек.
Слева от Алтаря — икона «Всех скорбящих радость», которую принесли в Храм из затопленной часовни в Воронежской деревне. Она одна осталась невредимая.
В Храме, в пределе Александра Невского находится икона Святителя Спиридона Тримифутского, привезенная с о.Корфу в Греции.
Около второй иконы Спиридона Тримифутского, уже в основном пределе, под стеклом находится сапожок Чудотворца, освященный на его мощах.
Около этой иконы молятся о разрешении долго не разрешаемых ситуаций.
***
Перед отъездом мы пошли в часовню к старцу Сергию и схимонахине Хариессе. Помолились каждый о своем. Здесь оставляют записочки с просьбами. Я просто постояла, ощущая тишину и благостность этого места, прощаясь и надеясь на вторую встречу с митрофорным протоиереем Борисом — светлым, добрым и таким душевным, настоящим Батюшкой.
Протоиерей Борис:
«Всем говорю: не научились молиться — трудитесь. Когда трудишься, меньше грешишь. Голова не занята глупыми думами. Счастлив человек, если его с детства приучили совмещать труд с молитвой».
«Будь со Христом, а не со грехом», — я это с детства от старцев слышал — от отца Амфилохия, отца Сильвестра».