Кондитерская промышленность на сегодняшний день уверенно демонстрирует положительную динамику своего развития. При этом экспорт кондитерских изделий наращивает обороты. Если в 2022 году он составлял $1,6 млрд, то к концу 2023 года он приближается к отметке в $1,7 млрд. Самым перспективным на сегодняшний день для российских экспортеров остается рынок Азии.
Интерес китайских потребителей к российскому шоколаду за последнее время значительно вырос. Рост экономики Китая повлиял и на потребительский вкус, что напрямую коснулось выбора продуктов питания. В стране сформировался «средний класс» c высоким уровнем доходов, представители которого могут позволить себе постоянное потребление продуктов, которые несвойственны традиционному Китаю, в том числе и шоколад.
Россия закрепилась среди крупнейших поставщиков шоколада в Китай. Один из ярких примеров - любимый многими с детства шоколад «Алёнка», который привозится китайцами в качестве сувенира.
Конечно, же российские производители учитывают их вкусы и предпочтения. Китайцы не любят слишком сладкое, поэтому в продукцию для экспорта сахар добавляется в меньшем количестве, чтобы не терять оригинальный вкус. Также разработана и периодически обновляется специальная линейка кондитерских изделий, в частности, рулет со вкусом зеленого чая и шоколад «Алёнка» специального формата.
Важно отметить, что на сегодняшний день Россия занимает 11 место в мировом рейтинге основных экспортеров шоколада и опережающими темпами приближается к 10 месту. Одним из приоритетных факторов, обеспечивающих конкурентоспособность кондитерской промышленности на мировом рынке, является сила бренда, узнаваемость и популярность которого только растет.
Азия - важнейший стратегический регион для России, партнерство с Китаем особенно важно, потенциал развития огромен.
По мнению эксперта кафедры менеджмента и управления персоналом Среднерусского института управления - филиала РАНХиГС Натальи Захаркиной перспективы экспорта кондитерских изделий для российских производителей очевидны. Любовь к российскому шоколаду, формирование зонтичного бренда и другие факторы, бесспорно будут только укреплять позиции российских кондитеров на китайском рынке.