Свет Рождества Христова
Самый главный Праздник всех Праздников —Праздник Пасхи — не входит в число двунадесятых, а стоит во главе. Далее по иерархической лестнице идут двунадесятые, потом Великие, и наконец праздники, связанные с именами святых.
Двунадесятые праздники — двенадцать важнейших (после Пасхи) годовых церковных праздников, связанных с Евангельской историей и историей Церкви.
Они делятся на Господские, установленные во славу Господа Иисуса Христа и Богородичные, посвященные прославлению Божией Матери.
Календарно они начинаются с новолетия, которое празднуется Церковью 14 сентября. Первым отмечают Рождество Богородицы и далее по календарю.
- Рождество Богородицы — 8 (21) сентября;
- Воздвижение Креста Господня — 14 (27) сентября;
- Введение во храм Пресвятой Богородицы — 21 ноября (4 декабря);
- Рождество Христово — 25 декабря (7 января);
- Крещение Господне — 6 (19) января;
- Сретение Господне — 2 (15) февраля;
- Благовещение Пресвятой Богородицы — 25 марта (7 апреля);
- Вход Господень в Иерусалим — воскресенье перед Пасхой — переходящий;
- Вознесение Господне — 40-й день после Пасхи, всегда в четверг — переходящий;
- День Святой Троицы — 50-й день после Пасхи, всегда в воскресенье — переходящий;
- Преображение Господне — 6 (19) августа;
- Успение Богородицы — 15 (28) августа.
До X века двунадесятых праздников было меньше 12, позже — больше. Сегодняшняя система сформировалась в литургической практике Православной Церкви к XVI–XVII векам.
Предваряет Рождество Христово 40-дневный Филипповский пост, всегда начинающийся 28 ноября сразу после дня памяти Апостола Филиппа.
Рождественский пост помогает отрешится от житейской суеты, очистить душу на таинствах исповеди и принятии причастия (тела и крови Христова), облегчить постом тело, чтобы прочувствовать духовность рождения Спасителя.
Недаром на Руси говорили: «сытое брюхо к работе глухо», а тем более «глухо» к духовному восприятию.
Этот пост считается менее строгим, чем Великий перед Пасхой. В некоторые, специально отведённые дни, разрешается рыба.
Последняя неделя перед Рождеством Христовым более строгая, а в рождественский сочельник и вовсе полное неприятие пищи до окончания Вечерни, когда выносится на середину Храма зажжённая свеча, символизирующая Вифлеемскую звезду, поэтому в народе говорят — воздержание от пищи до «первой звезды».
Суть Рождества Христова
Первыми о рождении Мессии узнали пастухи, которые пасли стада рядом с пещерой, где родился Иисус. Ночью им явился Ангел Господень со словами «ибо ныне родился вам в городе Давидовом Спаситель» и с Ангелом небесное воинство взывающее «Слава в вышних Богу!». С рассветом пастухи отправились в путь и нашли святое семейство в самом скудном и убогом месте. Они рассказывают Марии и Иосифе о явлении Ангелов, пытаясь понять непостижимое: как увидеть в этом крошечном новорожденном будущее спасение мира?
Гораздо позже, ведь шли они издалека, пришли волхвы с дарами. Они знали пророчества и готовились к появлению необычного знамения и, узрив его, отправились в путь.
Когда же Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода, пришли в Иерусалим волхвы с востока и говорят: где родившийся Царь Иудейский? ибо мы видели звезду Его на востоке и пришли поклониться Ему. (Мтф 2:1-2)
Ирод же, призвав к себе книжников, знавших книги Священного Писания, узнал от них, что Христос должен родиться в Вифлееме. И он посылает туда волхвов, чтобы они по возвращении указали точное место, дабы уничтожить Царя Иудейского.
Что же это за яркая звезда, которая вела мудрецов с востока на запад? Под Вифлеемской звездой современные ученые подразумевают небесное явление, мнения о котором расходятся. Считают, что это мог быть гелиакический восход — первое появление звезды или планеты на небосводе, либо тройное соединение планет (Юпитер – царская планета говорит о рождении великого Царя, Сатурн – планета Палестины, указывает место и Марс – планета войны, объявляется война сатане и греху), либо очень редкое появление Юпитера на востоке. Рассматривали и появление кометы и другие версии.
Явление, которое наблюдали восточные мудрецы они, согласно Евангелию от Матфея, назвали звездой. А Святитель Иоанн Златоуст в IV веке и другие богословы считал, что это была особая ангельская сила, которая вела волхвов.
А нам совсем не важна природа явления, ведь главное — это Вера в Божий промысел в явленное нам Чудо рождения Богочеловека.
В те времена волхвы были целителями, предсказателями, исполнителями священных обрядов, они занимали почетные места советников при царях, потому что умели толковать сны. Все трое волхвов были звездочетами (астрологами): Балтазар (от него в дар — золото) жил в Индии, Мельхиор (преподнёс мирру) — в Персии, а Каспар (ладан — смола ладанного дерева) в Африке. Их уважали, к ним прислушивались.
Звезда, как описано в Евангелии от Матфея «шла перед ними, как наконец пришла и остановилась над местом, где был Младенец».
Вифлеемская звезда знаменовала рождение царя Иудейского.
Где родился Христос
Вифлеемская пещера Рождества называется еще Святой вертеп, Вертеп Рождества, Пещера яслей.
Вертеп — это устаревшее название пещеры, связанное с религиозным поклонением, по другому значению — бедное, убогое жилище.
Место Рождения Спасителя находится под амвоном храма Рождества Христова в Вифлееме, оно отмечено серебряной звездой и надписью на латыни: «Здесь родился Иисус Христос от Девы Марии».
Чуть поодаль находится Придел яслей — место, куда Дева Мария положила Христа после рождения: и «положила Его в ясли, потому что не было им места в гостинице» (Лк. 2:7).
Ясли (кормушка для домашних животных) колыбель младенца Иисуса была вывезена в VII веке в Рим как великая святыня.
В наше время вертепом называют композицию сцены рождения младенца Иисуса. По всей России в храмах и сегодня сооружают небольшой шатер из еловых веток.
Первые композиции вертепа появились в XV веке. В России это была изба, у украинцев — скрынька, у поляков — шопка. Мало кто знает, что существует и «млечный вертеп» — пещера, где, после рождения Иисуса Христа, жило Святое семейство, и Богородица уронила капли молока при кормлении.
Кроме того, в Рождественские Святки в православных Храмах и кукольных театрах идут представления: так называемый «вертепный театр», рассказывающие евангельскую притчу.
Волхвы — персидские мудрецы — принесли в дар Богомладенцу золото (как царю Иудейскому), ладан (как Богу) и смирну (благовонное масло), как смертному.
Дары и сегодня хранятся в ковчегах в монастыре Св. Павла на Афоне (Святая гора).
Дары волхвов: золото: 28 небольших пластин разной формы с ни разу не повторяющимся тончайшим филигранным орнаментом. Ладан и смирна — около 70 шариков, величиной с маслину.
Перед Рождеством Христовым
Навечерие Рождества Христова (рождественский сочельник)— это день накануне праздника, очень радостный и благостный отмечается 6 января, в субботу.
Верующие находятся в предвкушении Рождения Господа нашего Иисуса Христа, Спасителя. Пришёл в мир тот, кто спасёт человека, падшего от греха Адама и Евы, тот, кто победит смерть и даст надежду на жизнь вечную.
Слово «Сочельник» происходит от постного блюда «сочиво», подаваемое в этот день. Сочиво немного отличается от постной кутьи (обычно готовят на поминки) или колива (готовят Великим постом), по консистенции оно менее крутое. В древние времена сочивом называли миндальное, маковое или ореховое молоко, или сок из конопляных и других семян. Использовали сочиво вместо масла. Позже так стали называть блюдо из разваренной пшеницы (или других зерен) с маком. В наше время в сочиво добавляют сухофрукты: изюм, чернослив, курагу, орехи, мёд. Блюдо красиво украшают.
Впервые слово «сочиво» упоминается в «Житии преподобного Феодосия, игумена Печерского», записанное преподобным Нестором Летописцем Печерским в XI веке: «Напълнив три возы брашьна, хлъбъ, и сыръ, рыбъ, сочиво же и пъшено », где «брашно» — ржаная мука или зерно, а «сочиво» здесь — чечевица.
Обычно «сочивом» подкреплялись перед длинной ночной службой после воздержания от пищи.
Православные празднуют два сочельника: 6 января — Рождественский и 18 января — Крещенский (раньше их праздновали в один день).
Утром накануне Рождества совершаются Царские Часы. Называются они так потому, что в Византии на них чаще всего присутствовали царские особы. Царские врата открыты. Торжественно читаются псалмы, поются тропари. После Часов на Вечерне, наполненной радостью о Христовом воплощении, уже начинается празднование.
За великой вечерней Рождества Христова на середину храма будет вынесена свеча, символ загоревшейся в небе Вифлеемской звезды, и все собравшиеся в церкви запоют: «Рождество Твое, Христе Боже наш, Возсия мирови свет разума...». Но пост еще не окончен. Еще будет всенощная и Божественная литургия. А пока верующие расходятся по домам, вкушают сочиво для подкрепления тела и заканчивают домашнюю подготовку к праздничному столу.
Христос рождается, славите
Службы празднования сочельника различаются в зависимости от того, на какой день недели он приходится.
Особенности службы в 2024 году
Сочельник выпадает на будние дни.
Службы: великие часы, изобразительны, вечерня с литургией святителя Василия Великого.
Сочельник выпадает на субботу (как в 2024 году) или воскресенье.
В этом случае службы разносятся на три дня:
5 января (пятница) утром: Великие (Царские) часы. Литургия при этом не совершается.
5 января вечером: вечерня, малое повечерие и утреня Сочельника или воскресное всенощное бдение с некоторыми особенностями.
6 января утром: обычные часы, литургия. Отдельно после литургии служится великая вечерня Рождества Христова и славление.
6 января вечером: Всенощное бдение (великое повечерие, лития и утреня).
В ночь с 6 на 7 января: часы и Божественная Литургия Василия Великого (служится всего 10 раз в году).
Начало обычно в 23-00. Перед литургией общая исповедь
В воспоминание о ночном рождении младенца Иисуса и Вифлеемской звезде, приведшей к пещере волхвов и согласно уставу древних монастырей, когда в канун праздников служили всенощную, праздничная Божественная Литургия совершается ночью.
В некоторых Храмах эта литургия повторяется утром для тех, кто не смог по немощи своей посетить праздничную Божественную литургию.
Праздник Рождества Христова очень светлый, дающий надежду всем людям на победу жизни над смертью.
Пост окончился, началось время радости и веселья.
Уже 8 января церковь отмечает Собор Пресвятой Богородицы, отдавая дань той, без которой Спаситель не пришёл бы в мир.
Шесть дней длится Попразднество Рождества и до самого Отдания праздника (13 января) звучат на богослужениях рождественские песнопения.
С 8 по 17 января наступают Святки — дни особой радости и празднования прихода в мир Спасителя.
ПО ТЕМЕ: От Рождества Христова до наших дней: летоисчисление, история празднования, традиции в России и мире