«Преступление и наказание»
Самый известный роман Достоевского, с которым мы знакомимся ещё за школьной партой. Текст переполнен неуловимыми на первый взгляд символами, формирующими основную идею произведения. Имена, предметы интерьера, диалоги — все составляющие романа переплетены и введены в повествование не просто так.
Вспомним некоторые из них:
Когда Соня Мармеладова впервые отправляется на панель, она получает за свою работу 30 копеек, что не соответствовало действительному заработку девушки лёгкого поведения — он был значительно ниже. Но те же 30 серебряников получил Иуда Искариот, выдавший Христа первосвященникам.
Впервые Раскольников посещает Соню в четвёртой главе четвёртой части романа — здесь важна нумерация. Он приходит в её тёмную сырую квартиру, но ещё из коридора видит свет лучинки. После долгого разговора главный герой поклонился «всему страданию человеческому» в её лице. Число «четыре» здесь символизирует четыре стороны креста.
В жизни Достоевский был очень набожным, что отразилось в его прозе: «Преступление и наказание» переполнено религиозными символами и отсылками на Священное Писание.
Не менее значительную роль в романе играет цветовая символика. В описаниях пейзажа и интерьера превалирует жёлтый цвет. Он символизирует тоску, депрессию, сумасшествие, а ещё это цвет проституции — Соня пошла по жёлтому билету.
Практически вся квартира старухи-процентщицы выполнена в жёлтых тонах: желты старые обои и обрамляющие фото рамки. Сам Петербург, задыхающийся в пыли и смраде июля, словно окрашен в жёлтый. Жёлтый становится цветом сумасшествия Раскольникова: на улицах города он теряет сознание и видит мучительный сон о своём детстве.
Жёлтый цвет как бы невзначай появляется в самых напряжённых эпизодах романа, придавая общей картине ещё более унылый оттенок.
Сложную символику обретают и имена героев
Соня Мармеладова — луч света в беспредельной темноте, олицетворение надежды и нравственной чистоты. И имя её — София — с греческого переводится как мудрость. Именно она побуждает Раскольникова раскаяться в содеянном.
Аркадий Свидригайлов — один из самых отталкивающих героев, доведший до самоубийства девочку-подростка. Geil [гайль] в переводе с немецкого — похотливый. И эта его черта в сюжете ярко проявляется: Свидригайлов проявляет неоднозначный интерес к Дуне, сестре главного героя.
Катерина Ивановна — мачеха Сони — страдает чахоткой и в конце романа умирает. Жизнь её не была легкой: будучи дочерью довольно обеспеченного дворянина, она вышла замуж за бедного пьяницу Мармеладова; их дети голодали и часто болели. Несмотря на трудности, Катерина Ивановна сохранила в себе способность любить и сострадать. О судьбе своих детей она горюет, Соню — искренне жалеет. Имя Катерина переводится как «чистая»; в интерпретации Достоевского — сумевшая уберечь внутренний свет.
Говорящей фамилией наделён и Пётр Лужин — она сразу вызывает ассоциацию с чем-то грязным и приземлённым. Помимо этого, незавидный жених Дуни выступает двойником Раскольникова; искривлённым отражением, которое мы видим в луже.
Кстати, и относительно происхождения имени главного героя возникло немало версий. Фамилия Раскольников, очевидно, символизирует раскол в душе убийцы, но имя и отчество его тоже подобраны не просто так. Некоторые исследователи предполагают, что Достоевский завуалированно указал на неизбежное пресечение династии Романовых: РАСКОЛьников РОДион РОМАНОВич — раскол рода Романовых. Действительно ли Фёдор Михайлович был провидцем или это вышло случайно — нам остаётся только гадать.
Символика «Преступления и наказания» многопланова, но при этом довольно легка в понимании. Причиной этому служит, по большей части, популярность романа: его неоднократно экранизировали, а литературоведы написали о «Преступлении» десятки статей и научных работ, и каждый, кто учился в российской школе, знает сюжет об убийстве старухи-процентщицы хотя бы в общих чертах. Потому символы в этом тексте интуитивно нам понятны и знакомы.
Но творчество Достоевского несправедливо соотносить только с «Преступлением и наказанием», из-под пера классика вышло немало других гениальных произведений. Интересна символика романа «Идиот», еще одного звена Великого Пятикнижия.
«Идиот»
В образе главного героя, кроткого эпилептика Мышкина, исследователи видели Иисуса Христа, Дон Кихота или (это было предположение Набокова) Иванушку-дурачка. Первая версия представляется наиболее правдоподобной, ведь даже внешне Мышкин напоминает Иисуса: молодой человек со светлой бородкой и большими глазами. Подобные мотивы в дальнейшем будут прослеживать и у Булгакова — более уверенная религиозная отсылка будет заложена в образе Иешуа Га-Ноцри.
Что касается других персонажей, в них литературоведы не находят намёков на исторических личностей. Более того, как таковыми говорящими именами наделены очень немногие. Большее значение приобретает отсранённая от героев символика.
Значимую роль в сюжете сыграла европейская живопись. Замысел «Идиота» рождался в Дрездене, где писатель часто бывал в галерее Цвингера. Особенно сильно впечатлило его полотно Ганса Гольбейна «Мёртвый Христос в гробу». Эта картина будет фигурировать в сюжете романа; при взгляде на неё Мышкин воскликнет: «Да от этой картины у иного ещё вера может пропасть!»
Полотно вытянуто в горизонталь. На нём изображён худой, измученный Иисус с кровоточащими после распятия ладонями. А в конце романа Мышкин обнаруживает Настасью Филипповну лежащей на спине, прикрытой одеялом, убитой ножом Рогожина. Схожесть определённо прослеживается.
Надо заметить, что «Идиот» сам по себе очень художественен. Пускай подробные описания внешности героев были характерны для литературы того времени, у Достоевского приём портрета приобретает особое психологическое значение. Например, он постепенно и ненавязчиво вводит в сюжет образ Настасьи Филипповны: впервые Мышкин замечает её на фотографии в доме Епанчиных, и на ней она предстаёт холодной и высокомерной; и лишь потом, два раза увидев её «заочно», князь встречает будущую возлюбленную вживую. И в реальности она оказывается куда чувственнее, чем на фото.
«Идиот» считается одним из самых сложных романов Достоевского. Именитым литературоведом нужно было не раз его перечитать, чтобы написать о нём качественную статью. Символика этого произведения не бросается в глаза, как это было в «Преступлении и наказании», но тем интереснее попробовать копнуть вглубь.
«Бесы»
И ещё одним монументальным звеном «Великого Пятикнижия» является роман «Бесы» — роман, предсказавший русскую революцию.
Этот мистический, экзистенциальный триллер, написанный под впечатлением от деятельности революционных кружков, переполнен вплетёнными в текст символами. До сих пор не все загадки «Бесов», вплоть до основных идей, разгаданы; а до 1926 года произведение и вовсе публиковалось исключительно в сокращённом варианте — по цензурным соображениям не печаталась глава «У Тихона», в которой рассказывается о том, как Ставрогин совратил девочку Матрёшу.
В основу «Бесов» легло реальное событие — убийство студента Иванова Сергеем Нечаевым и членами революционного кружка «Народная расправа». Этот инцидент поразил Достоевского и стал почвой для сюжета об убийстве Верховенским Шатова.
Время в романе соотносится с временем в реальности — это 1869-1872 гг., а потому произведение отличается историческим символизмом. Достоевский вплетает в сюжет сведения о смерти Герцена, Франко-прусской войне, Парижской коммуне, что сделало текст актуальным и злободневным. Сегодня такой приём часто используется в кино: режиссёры стремятся оперативно реагировать на резонансные события, пока те ещё обсуждаются в соцсетях.
Помимо этого, у большинства героев романа есть исторические прототипы. Верховенский, очевидно, был списан с Нечаева и в черновиках носил фамилию Речаев; прототипом Липутина послужил, вероятно, Пётр Успенский, который стал правой рукой Нечаева в «Народной расправе»; Кириллов унаследовал характер петрашевца Константина Тимковского — он был образован, знал несколько языков, но с маниакальным увлечениям поддавался идеям; первоначально глубоко религиозный человек, Тимковский затем хотел научно доказать божественность Христа, а позже стал ярым атеистом; некоторые детали биографии перешли к Кириллову от самого Достоевского: умерший семь лет назад старший брат или привычка пить крепкий чай по ночам.
Религиозный символизм в романе тоже ярко выражен, что вновь свидетельствует о набожности писателя. С религиозной идеей выступает вышеупомянутый Кириллов. Кратко его теорию можно объяснить так: если человек отрицает существование Бога, значит, он ставит свою волю превыше всего — на место, где у верующего Бог; если человек свободен от Бога — он сам себе бог; если человек осознаёт, что он сам бог, — он должен убить себя. Теорию Кириллова анализировали Камю и Ницше, до сих пор она остаётся одной из самых сложных и загадочных составляющих романа, без которой, однако, «Бесы» не были бы полноценны.
Мы обсудили лишь некоторые символы лишь в некоторых произведениях Достоевского; эту сторону его творчества можно изучать бесконечно, что уже почти два столетия и делают критики и литературоведы. Цветовая символика «Преступления и наказания», художественность «Идиота», политический историзм «Бесов» — то, за что романы русского классика знают и любят по всему миру.







