Весной текущего года я начала работать в стартапе “Спутник”, где возглавила проект “Спутник Онлайн”. Он призван объединить две большие индустрии: домофонную и телеком на выгодных для всех условиях. Но обо всем по порядку.
Как случайно стать айтишником: собеседование в IT
Все началось с собеседования в компании “Спутник”, которая занимается производством умных домофонных устройств и разработкой мобильного приложения для них. Кстати, я проходила собеседование на совершенно другую должность, но в рассказе о прошлом опыте работы, вскользь упомянула, что во времена учебы в Fachhochschule Weingarten (Германия) мне удалось устроить встречу научного руководителя моей дипломной работы с представителями алюминиевой промышленности в Москве. Собственно, после этого и последовало предложение попробовать себя в проекте “Спутник Онлайн”. Опыта работы в сфере IT, признаюсь, у меня не было, но гибкость, наработанные компетенции и знания, полученные ранее, подвигли на принятие предложения от HR-директора. И об этом я впоследствии ни разу не пожалела. Бесспорно ключевым в принятии решения для меня стал фактор пользы проекта, которую он несет для рынка.
ПО ТЕМЕ — Эволюция логотипов известных брендов: Apple, ТНТ, Мегафон, Сбер, Яндекс и т.д.
Домофон “Спутник”: Dream Team существует
Весомый вклад в мой легкий старт и адаптацию в компании внес так называемый “круг”, в который меня определили. К слову, компания работает по принципу холакратии и структурирована по функционалу на “круги”: они взаимодействуют друг с другом по тем или иным вопросам, решая определенные задачи. Если бы мне пришлось привести сравнение, я бы назвала этот феномен неким саморегулирующимся организмом: Капитан — именно так звучит должность нашего руководителя — задает вектор развития и транслирует ключевую стратегию компании. Каждый круг сам принимает решение каким образом, в каком временном отрезке и используя какие ресурсы это осуществить. На начальном этапе коллеги подсказывали, направляли меня, делились необходимыми контактами, обучали работе в программах и системах, и что самое ценное, поддерживали морально и мотивировали на успех в проекте. В компании каждый сотрудник может выбрать максимально удобный для себя формат работы; я остановилась на “удаленке”.
“Спутник”: продвижение стартапа
Итак, к проекту я приступила в начале лета 2021, и уже спустя 3 месяца проект начал приносить свои плоды. Нам было важно проработать гипотезу, насколько такая коллаборация домофонных и телеком компаний интересна рынку в принципе, и как проект сподвигнет домофонщиков выбирать домофоны “Спутник” и устанавливать их на своем жилом фонде. Главная идея проекта, повторюсь, заключается в том, что мы предлагаем телеком компаниям вступить с нами в партнерство и предоставить технический интернет для работы домофонных устройств в обмен на рекламу в нашем мобильном приложении и офлайн каналах. Мобильное приложение ежедневно используется жителями подъездов для управления домофоном, и через это же приложение жильцы имеют возможность перейти на страницу провайдера, увидев рекламу его услуг. Нашей целью было создать win-win условия для всех участников проекта: домофонщики получают бесплатный интернет для работы домофонов, а он обычно стоит для юр. лиц недешево. Также нам, как производителям умных домофонов, становится обидно, когда порой стоимость интернета сводит на нет весь смысл умной домофонии. По задумке проекта провайдеры также остаются в плюсе, увеличивая базу пользователей своих услуг за счет промоушена в приложении и офлайн пространстве.
ПО ТЕМЕ — Как шведские власти пытались завербовать бывшего агента КГБ, нарушая права человека?
Первый вопрос, с которым мы столкнулись на старте, касался юридической обвязки. Каким образом заключать договор и как не перегрузить конструкцию большим количеством участников? Идея с трехсторонним договором сразу же была отброшена ввиду того, что она сильно утяжеляла всю юридическую сторону вопроса. Юристы предложили изящное решение: это должен быть бартерный смешанный договор между компанией “Спутник” с одной стороны и телеком компанией с другой. Домофонные компании в свою очередь получают по так называемому “Лицензионному договору с обязанностью обеспечить интернет” уже подключенные панели. В моем портфолио есть города, где одна компания-провайдер обеспечивает интернетом нескольких домофонщиков и получает свой промоушен во всех подъездах своего покрытия в городе. И наоборот, одна домофонная компания может получать интернет разных провайдеров в зависимости от адресной программы.
Connecting people и “Спутник”: продвижение стартапа
Параллельно с работой над юридической обвязкой я отправилась в поля в поисках потенциальных партнеров. Подписать договор с первыми компаниями, признаюсь, было непросто: проект новый, сервис только что “выкатили”, аналитики нет. Локальным провайдерам проект оказался более, чем необходим, так как им труднее оставаться на плаву, чем крупным федеральным игрокам. Я решила сделать упор на них, ведь им такого рода кооперации позволяют удержать позиции в городе, привлечь новых абонентов и поддержать узнаваемость бренда. Как итог на сегодняшний день в проекте задействовано более 10 провайдеров из 9 городов России! Сейчас мы плавно переходим ко 2-му этапу по усовершенствованию фичей и дополнительных оповещений в приложении на основе полученной аналитики стартового периода. Наша цель до конца года — увеличить конверсию переходов из приложения на сайты провайдеров, а также задействовать офлайн инструменты в продвижении телеком компаний. Команда мобильного приложения трудится над такими инструментами дополнительного оповещения, как пуш-уведомления, размещение логотипов провайдеров на стартовой заставке приложения, а также так называемые “шторки”. Помимо перечисленных инструментов в приложении, мы также решили усилиться в офлайн пространстве во 2-м этапе проекта. Ведь не все жильцы активно пользуются гаджетами, а подключение интернета для разных целей становится все более актуальной темой вне зависимости от возраста и статуса жильцов дома. В планах активное брендирование ключей, использование информационных табличек в подъездах, поквартирная раздача рекламных листовок провайдера во время обмена ключей на новые при замене домофонов в подъездах.
ПО ТЕМЕ — VK Customer Experience Hub — платформа VK для автоматизации маркетинга
Меня, как куратора проекта, очень радует активная позиция всех его участников на всех уровнях. Провайдеры в некоторых городах даже готовы расширять свою географию в городе, протянув сеть под домофонщика. А последние, в свою очередь, выступают с инициативой раздачи листовок провайдеров жильцам подъездов с новыми подключенными домофонами. Я уверена, что нам с командой удастся достичь поставленных целей в сотрудничестве со всеми участниками рынка, используя в полной мере наше мобильное приложение “Спутник Умный дом”, а также инструменты офлайн рекламы. Ведь миссию и пользу проекта сложно недооценить: он действительно помогает развивать свои направления как домофонным компаниям, так и провайдерам, создавая тот самый win-win результат для всех игроков рынка.
Спикер: Юлия Миллер, руководитель проекта “Спутник Онлайн”