В ходе разработки стратегий социально-экономического развития регионов и муниципальных образований важно учитывать не только имеющиеся на территории ресурсы, но и потенциальные возможности, т. е. те, которых на данный момент нет, но они могут появиться, если субъект управления приложит к этому некоторые усилия.
Потенциал может быть представлен в трех видах:
- ненайденные ресурсы – те, которые объективно есть, но управленец об этом не знает;
- неиспользуемые активы – те, о наличии которых известно, но на данный момент они не нашли применения;
- недостроенные активы – те, которые есть «наполовину», и требуется относительно немного усилий, чтобы довести их до ума.
Интересно, что под эту типологию попадают самые различные виды ресурсов, начиная с полезных ископаемых и заканчивая человеческим потенциалом. Отсюда и меры воздействия разнятся — от обогащения горных пород до профессионального обучения и развития кадров.
Потенциал территории бывает самым различным: природно-ресурсным, трудовым, экономическим, туристическим, демографическим и т. д. И вот как раз в ходе стратегического планирования нужно показать, как потенциал может быть трансформирован в актуальный ресурс.
Приведу пример. Если в муниципальном образовании есть готовые инвестиционные площадки – это, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность. Но ситуация, как правило, иная — свободной земли, на которой инвестор может начинать хозяйственную деятельность, попросту нет. Это требует от управленца особого типа мышления — увидеть такую площадку там, где сегодня «излишек» земли занимает, например, завод, не нуждающийся в ней, либо где стоит недостроенное здание, либо где расположены балки, попадающие под снос в рамках программ расселения ветхого и аварийного жилья.
И другой пример — про людей. Если есть активные жители, готовые участвовать в развитии территории, предлагать и реализовывать проекты — это хорошо. А что делать, если таковых сейчас нет? Здесь нужен комплексный подход, начиная с взращивания социальной активности (летние лагеря для детей и молодёжи, конкурсы, форумы и фестивали) – но это долгосрочная перспектива, и заканчивая созданием «сетей информационного обмена и доверия» с теми, кто уехал, но эта территория для них важна, и даже теми, кто просто проявляет к ней интерес.
Итак, если команда разработчиков стратегии оперирует потенциальными ресурсами и предлагает способы их актуализации и использования, её работа становится более значимой, а стратегия превращается из «бумажного» в «живой» документ.







