Wildberries — один из самых ярких и динамично развивающихся бизнесов современной России. Компания является наглядной антитезой высказыванию владельцев винных магазинов в Лондоне, что в РФ строить бизнес нельзя, что его обязательно отожмут, когда он станет масштабным. И тем более, что своим делом не может заниматься женщина. Татьяна Бакальчук в этом плане сумела доказать уже очень многое, несмотря на постоянный резонанс вокруг её детища.
Да, определённые аспекты могут вызывать вопросы. Какое-то недоверие, возможно, будет ещё долго появляться, потому что стереотипы в России подразумевают, что если женщина занимается бизнесом, то за ней кто-то стоит: муж-олигарх, отец-финансист, любовник-бизнесмен, мама-сенатор.
ПО ТЕМЕ — Кто такой Олег Мальцев — политтехнолог и пиар-директор агентства
Давайте в этой статье рассмотрим подробнее, как интернет-магазин развивался, и как Бакальчук сумела создать свою “нефтяную вышку”, не работая в известных госкорпорациях.
“Начинали мы вообще с маленькой комнаты, в которой заказы были разделены даже не по местах хранения, а по фамилиям, по людям” — Татьяна Бакальчук в интервью Игоря Рыбакова.
Татьяна Бакальчук: как появился Вайлдберриз
2005 год в России: 5-летка важных экономических реформ приводит к росту ВВП, доходов населения, общего уровня благосостояния. Начинается подъём цен, который пока не замечается, как и инфляция. Граждане страны с удовольствием берут кредиты, перелезают из отечественного автопрома в зарубежный, а отдыхать начинают за пределами родины. Моллы, сервисы, бутики, шопинг — всё это становится нормой, о которой за 10 лет до этого не могли и мечтать, когда средняя зарплата не превышала и 100$.
Россия остаётся страной контрастов, но, скорее, со знаком плюс, а не минус. В такой ситуации многие получают возможность заниматься своим бизнесом, который делать в “девяностые”, по сути, было почти нереально. Одним из таких предпринимателей и становится Татьяна Бакальчук, создающая в 2004 году Wildberries.
И это логично. Как раз в это время интернет становится пользовательским и всё более массовым. В нём появляются СМИ, социальные сети, сайты обычных организаций. Бизнес тоже реагирует на новинку, поэтому начинается развитие e-commerce.
“Внутренняя потребность наложилась на то, что достаточно тяжело с ребёнком куда-то пойти, что-то купить, потому что на тот момент, мне кажется у нас и бизнес не был ориентирован на мам с детьми” — Татьяна Бакальчук в интервью Игоря Рыбакова.
Татьяна Бакальчук на 2004 год уже была бизнесвумен вместе с мужем. В начале “нулевых” супруг разрабатывает интернет-провайдер, продав успешно фирме NetByNet, бенефициарами которого выступал “Газпромбанк”, а Татьяна параллельно ещё работает учительницей английского языка, решив резко изменить свою деятельность после рождения ребёнка всё в том же 2004 году.
ПО ТЕМЕ — Продвижение товаров и брендов на маркетплейсах: возможно ли это?
Состояние Татьяна Бакальчук — основательницы Wildberries
И вот вам несколько интересных фактов, какой путь прошла Татьяна и Wildberries за последние годы:
- 2004 год. Татьяна с мужем открывает онлайн-магазин прямо у себя в квартире, делая из жилой площади целый склад с товарами;
- стоимость магазина обошлась семье Бакальчуков всего в 700$. Тогда это была 21 000 рублей. Сегодня — почти 50 000;
- в первые два года Wildberries заключает контракты со всеми крупными брендами одежды;
- 2013 год. Компания обрабатывает по 18 тысяч заказов в день, создавая оборот под 10 миллиардов рублей;
- 2014 год. Из-за кризиса меняется модель компании, но улучшается сайт, выходит мобильное приложение, а на площадку приходят ещё десятки брендов и фирм, желающих продавать продукцию именно на Wildberries;
- 2017 год. У фирмы появляется собственная служба доставки и свой автопарк. Несмотря на рецессию в стране, Wildberries повысил выручку больше, чем на треть;
- 2018 год. На маркетплейсе книг заказывают читатели на миллиард рублей, электронику приобретают в 4,5 раза больше по сравнению с прошлыми периодами, оборот превысил 100 миллиардов рублей, достигнув отметки в 118,7 миллиарда;
- 2019 год. Бурный рост продолжается: оборот достигает отметки в 223,5 миллиарда, на компанию работает 32 тысячи сотрудников, а ассортимента на сайте 3,6 миллиона позиций;
- В том же году начинается строительство распределительных центров в Татарстане и в Казахстане, а сама компания выходит работать на B2B-сегмент;
- 2020 год. Выход на европейский рынок, а именно — в Польшу, Украину и Словакию. Wildberries делает закономерную ставку на регион Восточной Европы. В прошлом году организация вышла ещё на рынок Израиля, несмотря на эпидемиологическую ситуацию;
- 2020-2021. В пандемию COVID-19 обороты маркетплейса выросли на 95% в силу объективной востребованности онлайн-ритейла;
- 2021. Головной офис компании по-прежнему находится в подмосковной деревне Мильково.
“Я не помню какой тогда был курс доллара, но помню, что за 700$ мы сделали магазин, включая сайт и бэк-офис и, по-моему, по 2 000 руб. мы платили в неделю за рекламу. Считаю, что капилат это был труд и семья” — Татьяна Бакальчук в интервью Игоря Рыбакова.
Татьяна Бакальчук после основания Вайлдберриз
Основатель Wildberries прошла большой путь за достаточно сжатый срок. Давайте же посмотрим подробнее, как профессиональный педагог динамично развивалась от преподавателя до одной из самых богатых женщин России.
ПО ТЕМЕ — Фёдоров Евгений Алексеевич — Депутат Государственной Думы, координатор НОД
И вот вам несколько интересных фактов об основательнице Wildberries:
- ёщё в начале “нулевых” Татьяна Бакальчук — обычная учительница английского языка, помогающая мужу со своим IT-бизнесом;
- Владислав Бакальчук — супруг Татьяны, — на старте полностью поддерживал в создании сайта Wildberries;
- Татьяна Бакальчук одной из первых в интернет-торговле додумалась до бесплатной доставки для клиентов, которой в середине 2000-х не было на рынке, что и стало главным триггером в развитии и компании, и целой отрасли;
- несмотря на колоссальные состояния, Татьяна Бакальчук продолжает вести скромный образ жизни. Некоторые издания связывают такое поведение с присутствием лобби из Capital Group, который продвигает не только бизнесменов, но и даже известных отечественных артистов определённого происхождения;
- в 2021 году Татьяна стала 100% владельцем ООО “Банк Стандарт-кредит”;
- сейчас Татьяна Бакальчук — вторая женщина России, достигшая отметки в миллиард долларов личного капитала.
Владелица Вайлдберриз Татьяна Бакальчук
В итоге можно сказать, что персона Татьяны Бакальчук и всей компании Wildberries — это удивительная история. У кого-то она вызывает сомнение, у кого-то восхищение. Первые полагают, что без протекции сверху здесь не обошлось, что всё происходит по “Золотому телёнку”: “Самые крупные состояния нажиты самым бесчестным путём…”
Оппоненты первых полагают, что даже если у Wildberries была та или иная связь с сильными мира сего, то это нормально, потому что фирма превратилась в настоящую корпорацию, и что у таких представителей бизнеса волей или неволей, но начинается взаимодействие с чиновниками разного ранга и масштаба.
Стоит сказать, что любая масштабная бизнес-история зажигается кем-то ещё сверху. И это касается не только России. Можно хотя бы взять Meta (бывший Facebook), который был профинансирован специфичными фондами, возглавляемыми экс-сотрудниками ЦРУ.
ПО ТЕМЕ — Захар Прилепин — лживая «правда» биографии
Конечно, даже нет сомнений, что наша героиня участвовала в переговорах с властями, жала руку большим начальникам, о чём-то договаривалась, как-то сотрудничала, однако и та же украинская Rozetka взаимодействовала в той или иной степени с властями незалежной. И если проводить параллели с украинской компанией, то видится, что с развитием интернета в России и Украине стали появляться масштабные игроки интернет-бизнеса.
А тот факт, что любые крупные деньги автоматически вызывают недоверие, отчасти нормален, потому что так устроены люди, сразу занимающиеся нахождением подвоха во всём: в первом миллионе, в последнем миллиарде. Следует понимать, что крупные корпорации всегда будут сопровождаться скандалами. Хоть в США, хоть в Европе, хоть в Израиле.