Однако цифровизация и внедрение новых технологий — лишь один из инструментов, позволяющих достичь прозрачности и контроля.
Одной из важнейших тенденций в области управления государственным имуществом становится ориентация на принципы корпоративного управления: активы теперь рассматриваются с точки зрения их максимальной отдачи и управляются практически по тем же канонам, что и в частном бизнесе.
Правительство, как «акционер» государственного сектора, отчасти берет на себя роль, схожую с ролью совета директоров в корпорации, устанавливает стратегические ориентиры и оценивает эффективность менеджмента. Такая модель «государства-акционера», если она сопровождается чёткими регламентами и понятной методологией оценки эффективности, способна повысить результативность использования государственного имущества и сократить поле для злоупотреблений.
Следующий перспективный аспект — развитие механизмов государственно-частного партнёрства. Государству далеко не всегда выгодно единолично владеть и управлять объектами инфраструктуры или предприятиями. В ряде случаев эффективнее передать функции по эксплуатации и управлению частному сектору, а государству оставить за собой верховный контроль и право регулирования.
Такие модели государственно-частного партнёрства, если они грамотно продуманы и гибко адаптированы под национальное законодательство, позволяют привлекать инвестиции, экономить государственные ресурсы, а также задействовать профессиональные компетенции частных операторов. В результате общество выигрывает дважды: с одной стороны, государственное имущество используется более эффективно, а с другой — сохраняется необходимый уровень контроля и прозрачности, исключающий риски злоупотреблений.







