Цифровая трансформация — это процесс применения цифровых технологий во все процессы работы организации с целью изменения её бизнес-модели. Основные задачи: повышение эффективности бизнес-процессов, улучшение качества обслуживания клиентов, повышение конкурентоспособности и увеличение прибыли. А также ориентация на клиента, инновационные технологии и подходы к ведению бизнеса — эти принципы являются основополагающими принципами цифровой трансформации.
Существует четыре основных типа цифровых преобразований, которые может внедрить в себя любая организация:
- Изменение бизнес-процессов, то есть внедрение новых технологий для улучшения существующих внутренних и внешних процессов;
- Трансформация бизнес-модели заключается в корневом изменение существующей бизнес-модели с помощью передовых технологий, для того, чтобы предлагать основополагающие продукты или услуги бизнеса инновационными способами или через новые каналы;
- Изменение бизнес-домена происходит при выходе на новый сегмент рынка с помощью цифровой трансформации, которая направленна в первую очередь на расширение предложения;
- Организационная трансформация, которая предполагает переосмысление всей внутренней культуры с упором на обеспечение наивысшей ценности для клиента.
Цифровая трансформация открывает перед бизнесом безграничные возможности для расширения клиентской базы и выхода на новые рынки. Это жизненно необходимый инструмент для любого бизнеса, который хочет процветать в условиях быстро развивающегося рынка.
Для малых и средних бизнесов цифровая трансформация представляет собой возможность для роста и улучшения конкурентоспособности. Например, продажа товаров или услуг через онлайн-платформы даёт предпринимателям возможность конкурировать не только друг с другом, но и с крупными компаниями. Именно поэтому в настоящий момент времени механизмы цифровой трансформации находятся во внимании как государства, так и крупных компаний, которые заинтересованы в разработке удобных и понятных продуктов для поддержки малого и среднего бизнеса.
Малые и средние компании, сталкивающиеся с ограниченными ресурсами, часто не могут позволить себе полноценную трансформацию, включающую в себя создание собственного программного обеспечения. Поэтому существуют альтернативные подходы к цифровой трансформации для таких предприятий.
Поэтапный подход – подход, при котором трансформация бизнеса делится на несколько этапов, где у каждого этапа есть свои цели и задачи. Подход обеспечивает структурированный процесс с определёнными целями и задачами на каждом этапе, однако он также может занимать больше времени, не обеспечивать достаточную гибкость.
Функциональный подход — трансформация касается только отдельно взятых бизнес-функций, например таких как маркетинг, продажи и другие. Сосредотачивается на отдельных бизнес-функциях, позволяя быстрее реализовывать изменения и легче оценивать результаты, но может привести к разрыву между функциями, игнорируя некоторые аспекты бизнеса и угрожая его целостности.
Отраслевой подход подразумевает использование готовых решений, которые уже были разработаны для определённых потребностей бизнеса.
Использует готовые решения, что ускоряет процесс, но может ограничивать индивидуализацию и гибкость компании, а также повышать зависимость от сторонних поставщиков.
Гибкий подход — это итеративный подход к трансформации бизнеса, который помогает быстро адаптироваться к изменениям рынка. Например, подход разработки минимально жизнеспособного продукта и его выпуск на рынок. Такой подход позволяет компаниям быстрее осуществлять изменения и проводить эксперименты. Однако он может быть менее структурированным, менее основательным и требует, чтобы компания всегда была готова к постоянным изменениям.
Какой подход выбрать зависит от конкретной ситуации, целей и особенностей компании. Крупные и устоявшиеся организации могут предпочитать более структурированные подходы, в то время как стартапы и компании, работающие в быстро меняющихся рыночных условиях, могут предпочесть более гибкие и экспериментальные стратегии.







