Успение Богородицы
Преставление Пречистой Девы Марии последовало в 48 году и было ознаменовано чудесами. Библия не рассказывает о последних днях Богородицы, о событии стало известно из Предания и апокрифов.
После Вознесения Иисуса Христа Пресвятая Богородица пребывала в посте и молитве. День кончины ей был открыт через Архангела Гавриила. Архангел Гавриил сопровождал Богородицу от момента принесения Ей Благой вести о рождении у Неё Сына Божия и в течении всей Её жизни и вот, на горе Елеонской, когда она молилась о воссоединении с любимым Сыном, явился Ей архангел Гавриил и объявил о скором Её упокоении через три дня. И дал Ей ангел Божий райскую ветвь финиковой пальмы, как знак вечной жизни, которой с великой радостью Она встретила Святых Апостолов, силой Божией перенесённых к Её одру ко дню Её Успения. При подготовке к уходу к своему любимому Сыну, она завещала Иоанну нести сияющую пальмовую ветвь перед Её гробом, как сказал Ей Архангел Гавриил. Затем велела приготовить всё к погребению и зажечь как можно больше светильников и украсить одр, на котором Она возлежала, ожидая кончины.
Пресвятая Дева возлежала на одре в ожидании блаженного исхода, утешая и благословляя всех собравшихся проститься с Нею. Вдруг необычайный свет озарил храмину, и Господь Иисус Христос с сонмом ангелов и святых снизошел к одру Богоматери.
Увидев Его она сказала: "Величит душа Моя Господа, и возрадовался дух Мой о Боге, Спасителе Моем, что призрел Он на смирение Рабы Своей" Лк.1:46-47).
И Богородица мирно предала свой дух Богу безо всякой муки и телесной боли.
И тотчас ангелы запели: "Радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами" (Лк.1:28).
Святые апостолы понесли одр к месту погребения в Гефсиманию. Положив Пречистое тело Богородицы в пещеру, апостолы закрыли вход большим камнем.
На третий день пришел отсутствовавший при Успении апостол Фома и и пожелал поклониться Её останкам. Открыв пещеру, апостолы увидели, что тела Богородицы уже не было во гробе. Вскоре Она за трапезой явилась апостолам и пообещала молиться о них. Она хоть и умерла, но восстала подобно своему сыну для вечной жизни. Пресвятая Богородица — молитвенница за весь мир.
Как жила Богородица после казни на Кресте Иисуса Христа
Господь, который на Синае заповедовал пятой заповедью: почитай отца своего и мать свою — Сам показал нам пример сыновнего почитания Вися на Кресте, в муках Он вспомнил о Матери Своей и, указывая на апостола Иоанн, сказал ей: “Жено! Се сын Твой”. Потом сказал любимому ученику своему Иоанну:“Се Матерь твоя!”. И так, позаботившись о Своей Матери, испустил Дух.
Апостол Иоанн имел дом на Сионе в Иерусалиме, в котором Богородица осталась после смерти Иисуса Христа и жила до последних дней Своей земной жизни. Своими молитвами, благими советами, кротостью и терпением Она много помогала апостолам Сына Своего. Живя в Иерусалиме, Богородица обходила часто те места, которые напоминали о великих событиях и о великих делах Её Сына.
Особенно часто она ходила на Голгофу, в Вифлеем и на гору Елеонскую. Из дальних Её путешествий вспоминается Её встреча со св. Игнатием-богоносцем в Антиохии; посещение св. Лазаря Четверодневного, епископа Кипрского; посещение Святой горы Афон, которую Она благословила и пребывание в Ефесе со св. Иоанном во время великого гонения на христиан в Иерусалиме.
В старости Своей Она часто молилась Господу и Богу Своему на Елеонской горе, на месте Вознесения Его.
О празднике Успения Пресвятой Богородицы
Празднование Успения началось в VI веке в Византии при императоре Маврикии. А повсеместно традиция празднования распространилась с конца VIII века.
Успение Пресвятой Богородицы один из двенадцати двунадесятых праздников. Раньше его называли Летней или Богородичной Пасхой. Перед Успением православные соблюдают пост, который по строгости сопоставим с Великим Постом.
Успение — слово однокоренное “уснуть”. Усопший на время уснул, чтобы воскреснуть из мертвых в дни второго пришествия Господа нашего Иисуса Христа. Богородица, как Мать Богомладенца восстала для вечной жизни подобно своему Сыну на третий день.
Предшествует празднику предпразднество. Вечером, накануне на середину Храма выносится плащаница (небольшого размера покрывало с изображением Богоматери, сделанный из дорогой ткани, расшитой золотыми нитками, бисером и драгоценными камнями) или икона Успения. После чтения Псалтыри и каждения её обносят вокруг Храма и снова располагают по центру. В день праздника в Церкви совершается чин погребения. После, в течение 9 дней читаются тексты о событиях последних дней Приснодевы Марии.
Успение Божией Матери отмечают и католики. В Эфесе (н.вр. Турция) с благоговением хранят Дом Пресвятой Девы Марии. Там уже служили литургию два Папы: Павел VI (26.06.1967 г.) и Иоанн Павел (30.11.1979г.), хотя вопрос о том, что в этом доме жила Богоматерь остаётся спорным. Почитают Деву Марию и мусульмане.
Иконография
Традиция иконографии Успения Богородицы утвердилась в X веке. По центру располагается ложе Пресвятой Девы, перед ложем стоят апостолы, сзади Иисус Христос с душой Богоматери в виде младенца в пеленах. Вокруг — сонм ангелов.
Известно множество икон Успения Божией Матери, прославленных чудесами в различных местностях: Ацкурская, Цилканская, Влахернская (Грузинская), Киево-Печерская, Владимирская (Ростовская), Моздокская (Иверская), Гаенатская, Бахчисарайская (Крымская, Мариупольская), Галичская (Чухломская), Овиновская, Псково-Печерская, Семигородная, Тупичевская, Сурдегская, Пюхтицкая.

Более 30 мужских и женских монастырей в России посвящены Успению Божией Матери. Самый крупный из них — Свято-Успенский Псково-Печерский монастырь, основанный в XV веке.

День Успения Богородицы особо почитался на Руси. Богородицу ласково называли Матушкой, Заступницей. Ей молились особенно усердно. Этот день проводили в тишине и молитве, в гармонии с близкими. Ссоры, ругань считались проявлением неуважения к Божией Матери. Особенно важным в этот день считалось обратиться к к Ней с благодарностью.
К этому дню заканчивалась уборка хлеба и крестьяне определяли по погоде какая будет осень и зима. Если день сухой и ясный - теплая осень, если дождь - снежная зима. Хмурый, мрачный день предвещал дождливую и затяжную осень. С Успения солнце засыпает — дни быстро убывают.
Тропарь Пресвятой Богородице в день Успения, глас 1
В рождестве́ де́вство сохрани́ла еси́,/ во успе́нии ми́ра не оста́вила еси́, Богоро́дице,/ преста́вилас яеси́ к животу́, Ма́ти су́щи Живота́,// и моли́твами Твои́ми избавля́еши от сме́рти ду́ши на́ша.
Перевод: При рождении Христа Ты девство сохранила и по смерти мира не оставила, Богородица: к жизни Ты перешла, как Матерь Жизни, и молитвами Твоими избавляешь от смерти души наши.
Кондак Пресвятой Богородице в день Успения, глас 2
В моли́твах неусыпа́ющую Богоро́дицу/ и в предста́тельствах непрело́жное упова́ние/ гроб и умерщвле́ние не удержа́ста:/ я́коже бо Живота́ Ма́терь/ к животу́ преста́ви// во утро́бу Всели́выйся присноде́вственную.
Перевод: В молитвах неусыпающую Богородицу и в ходатайствах надежду непоколебимую гроб и смертность не удержали. Ибо Ее как Матерь Жизни к жизни перенес Вселившийся в Ее чрево вечно девственное.
Величание
Велича́ем Тя, Пренепоро́чная Ма́ти Христа́ Бо́га на́шего, и всесла́вное сла́вим Успе́ние Твое́.
Молитва: Царице моя Преблагая
Цари́це моя́ Преблага́я, Наде́ждо моя́, Богоро́дице, Прия́телище си́рых и стра́нных Предста́тельнице, скорбя́щих Ра́досте, оби́димых Покрови́тельнице!
Зри́ши мою́ беду́, зри́ши мою́ скорбь; помози́ ми, я́ко не́мощну, окорми́ мя, я́ко стра́нна! Оби́ду мою́ ве́си, разреши́ ту, я́ко во́лиши: яко не и́мам ины́я по́мощи, ра́зве Тебе́, ни ины́я Предста́тельницы, ни благи́я Уте́шительницы, то́кмо Тебе́, о Богома́ти! Я́ко да сохрани́ши мя и покры́еши во ве́ки веко́в. Ами́нь.






