Межрегиональное партнерство
Мало, кто задумывается над тем, что в Российской Федерации как государстве с федеративным устройством субъекты федерации являются государствами.
Пережив после распада Союза ССР, угрозу распада России, эта тема особенно не педалировалась. Однако пришла пора готовиться к существенному оздоровлению общественно-политической ситуации после завершения Специальной военной операции, а значит — к заметному переформатированию многих процессов, которые, начиная с 90-х годов, казались незыблемыми.
В этом контексте межрегиональное, или государственно-государственное, партнёрство выступает чрезвычайно важным инструментом обновления государственного и муниципального управления: ведь здесь речь идет не только об усилении межрегиональных связей и сопутствующему ему обмену опытом и реализации совместных программ между субъектами Федерации и федеральными органами государственного управления.
Здесь речь идет о возвращении российскому народу всенародного государства, какое Россия пыталась построить в советский период своей истории. Такой формат сотрудничества обеспечивает расширение возможностей регионов, стимулирует развитие ключевых секторов экономики, социальной инфраструктуры и экологической сферы. В России, благодаря наличию разветвлённой системы федеральных органов управления внутри субъектов федерации существует значительный потенциал для широкого использования форматов межрегионального партнёрства. Нормативно-правовое обеспечение такого партнёрства отлажено на уровне договоров. Юридическое сопровождение таких договоров, когда налицо обоюдный интерес правительств регионов, приобретает характер формального закрепления совместных разнообразных проектов.
Возможности межрегионального (государственно-государственное) партнёрства
Возможности межрегионального (государственно-государственное) партнёрства реализуются через такие формы, как:
Обмен опытом и лучшими практиками. Межрегиональные платформы позволяют субъектам делиться успешными моделями управления, развитием инфраструктуры, технологиями социальной политики, примерами удачных экологических практик. Передача решений, обуславливающих лучшие практики решения тех или иных вопросов, не сделает беднее правительство того субъекта, который инициирует такую передачу лучших практик . Как говорится в евангелической литературе – “Не оскудеет рука дающего”. Обмен опытом испокон веков способствует ускорению внедрения самых разнообразных реформ и принятию различных инновационных решений.
Совместное (межгосударственное) финансирование проектов. На базе межрегиональных соглашений возможна реализация широкого круга проектов: строительство инфраструктурных объектов в смежных районах, развитие транспорта, внедрение цифровых технологий, экологических проектов и т. п. Региональные бюджеты совместно со средствами федеральных программ обеспечивают финансирование, что повышает масштаб и эффективность проектов.
Создание межрегиональных кластеров различного профиля. Объединение ресурсов и компетенций через кластерные структуры способствует развитию промышленности и научно-техническому прогрессу, а также формированию межрегиональных транспортных и туристических маршрутов.
Совместное решение социальных и экологических задач. Объединение усилий для охраны окружающей среды, развития туризма, поддержки сельских территорий и реализации крупных социальных программ способствует повышению уровня жизни населения и устойчивому развитию территорий.
Имеются уже и положительные практики в России. Так, реализуется Проект по развитию транспортной инфраструктуры на Дальнем Востоке. В рамках соглашения между правительствами субъектов федерации Дальневосточного федерального округа, курируемых аппаратом постоянного представителя Президента России поэтому федеральному округу, и правительством Забайкальского края реализуются совместные проекты по развитию автодорожной сети, железных дорог и портовой инфраструктуры. Эти проекты обеспечивают более эффективную логистику, стимулируют инвестиции и развитие бизнеса.
Реализация природоохранных проектов — тот предмет, который объективно предполагает межрегиональное сотрудничество — ведь природа не знает ведомственных границ, хотя и страдает от них. Межрегиональные инициативные проекты по охране Камчатки и Якутии совместно с другими регионами Сибири и Дальнего Востока позволили реализовать проекты по сохранению природного наследия, развитию экологического туризма и экологической безопасности.
Совместное развитие агропромышленных кластеров также несет в себе возможности повышения технико-технологического уровня в каждом из них. На юге России реализуется соглашение между Краснодарским краем и Ростовской областью о создании межрегиональных аграрных кластеров и обмене опытом в сфере сельскохозяйственного производства и переработки.
Проекты сотрудничества в сфере туризма характеризуют то новое качество партнёрств, которые ещё 5–10 лет назад казались нереалистичными. Созданы межрегиональные туристические «зоны» и маршруты, объединяющие Краснодарский край, Адыгею и Карачаево-Чёркесию, — способствуя развитию внутреннего туризма и межрегиональной интеграции.
Таким образом, возможности межрегионального (государственно-государственного) партнёрства в России весьма широки: они позволяют развивать инфраструктуру, создавать новые рабочие места, обмениваться опытом и ресурсами для решения общих задач.
Практика показывает, что такие инициативы обеспечивают существенные социально-экономические результаты, повышают конкурентоспособность регионов и укрепляют национальное единство страны, обеспечивают содержательное упрочение целостности государства. А главное — они укрепляют единство страны, содействия становлению и российской нации как целостности.
Понятно, что для успешного развития межрегионального партнёрства необходимо расширять правовые основы, в том числе и государственно-муниципального партнёрства и межмуниципального партнёрства для муниципалитетов, расположенных в разных субъектах федерации создавать новые платформы сотрудничества и активизировать участие бизнеса и общественных институтов, а также готовить кадры для такого рода партнёрств.
Впору говорить о необходимости формирования института межрегионального партнёрства, в котором были бы отлажены те нормы и порядки, которые только позволяет осуществлять единая страна, единое социально-культурное и целостное экономическое пространство России.
Материал подготовлен профессором кафедры «Государственное и муниципальное управление» Факультета «Высшая школа управления» Финансового университета при Правительстве РФ, д.э.н. Попадюком Никитой Кирилловичем.







