Жизнеутверждающее искусство: выставка картин Юрия Пименова
Если вы мечтали хотя бы день оказаться в советской Москве, прогуляться по проспектам, вдохнуть полной грудью свежий весенний воздух, посмотреть, как строилась столица, как жили ваши родители в молодости. Увидеть, как заселялись молодоженами советские панельные кварталы. Как весело и беззаботно бежать под проливным московским дождем. Вам точно нужно посетить выставку Юрия Пименова.
В Новой Третьяковке четвертый месяц подряд идет масштабная выставка-ретроспектива творчества Юрия Пименова. Полное собрание художника, которое представлено впервые. На выставке можно ознакомиться с разными этапами творчества. Новый реализм, увлечение немецким экспрессионизмом, искусство общества станковистов, импрессионизм 30-х, военная тематика, летопись Москвы 50-70-х, театр, путешествия и др.
Начальный период творчества Юрия Пименова ознаменовался увлечением немецким экспрессионизмом и советским идеологическим искусством. Молодой художник только что закончил лучший художественный вуз ВХУТЕМАС. С единомышленниками, в их числе знаменитый художник Дейнека, организуют общество станковистов – ОСТ. Где возрождают идеи реалистического изображения в противовес абстракционизму. ОСТ ратует за социалистические идеи, художники воспевают спорт, науку, тяжелую промышленность. Написанные в экспрессионистическом стиле произведения яркие, эмоциональные, ритмичные, плакатные. «Даешь тяжелую индустрию», «Футбол» - знаковые произведения творчества этого периода. Он пишет женщин с фабрики, рабочих на заводе, тружеников индустриализации, спортсменов.
В 30-е Юрий Пименов отказывается от экспрессии. В годы, когда свирепствует террор, вспыхивают войны, в воздухе висит напряжение надвигающейся катастрофы, Пименов находит себя в мягком французском импрессионизме. Он вдруг начинает писать цветы, предметы, дождь, женщин, простое человеческое счастье. Мировоззрение художника настолько изменилось, что он уничтожает физически свои прежние работы 20-х.
Уникальное в своем роде произведение тех лет «Новая Москва». Блондинка едет в кабриолете Lincoln, направляясь по Театральному проезду к Манежной площади. Вдали здание Советов труда и обороны, силуэт гостиницы «Москва». Солнечно, красивые здания утопают в дневном зное. Моделью выступила жена Юрия Пименова, которая ждала первенца. Произведение пронизано личным счастьем художника. Сколько надежд в светлое будущее в этой картине, сколько любви. И это 37 год…Не ожидали? Тот самый тяжелый год, кровавый пик сталинских репрессий. Оценивая произведение, спустя годы, чувствуешь диссонанс. Этакий пир во время чумы. Какая женщина может ехать в дорогом автомобиле в 37-м? Жена представителя НКВД, который ночью выдает приговоры на расстрел? Вопрос остается без ответа.
В самом произведении много несоответствий принятым стандартам времени, за которые художника могли бы осудить. Казалось бы, Пименов ходит по лезвию ножа. Женщина-водитель едет не на русском ГАЗ-А, а на американском Lincoln. Картина написана в буржуазном импрессионистическом стиле. Юрия Пименова немного пожурили за формализм и нестандартный подход к написанию, однако произведение получило награды, участвовало в выставке «Индустрия социализма».
Этот период творчества оказался успешным для Юрия Пименова. Власть держащим оказалось по нраву название художественного произведения «Новая Москва». В картине увидели идею изображения столицы, как символа молодого сильного социалистического государства. Широкие проспекты, монументальные здания, эмансипированная женщина за рулем автомобиля, который едет в счастливое завтра.
После войны происходит окончательное становление художника –жанриста, летописца Москвы. Пименова занимает строительство новых кварталов, новоселье молодоженов, кадры Москвы 50-70 х. с ее обычными жителями, красота улиц, проспектов.
Знаковое произведение того времени «Свадьба на завтрашней улице». Молодожены, к слову сказать, прообразы самого художника и его супруги, словно парят над деревянными мостками среди большой стройки. И пусть еще не все устроено, пусть советские панельные кварталы далеки от эстетики модерна или сталинского ампира. Но они тем милы сердцу художника, что эти дома не знали бомбежек, напрочь заколоченных окон, большой человеческой беды под названием «война».
«Лирическое новоселье» – трогательные кадры молодых людей в пустой квартире со стопкой книг. Но уже сейчас представляется будущее это пары. Как в доме будет тепло и уютно, как будут бегать дети, как горести и радости будут переживаться всей семьей.
«Бегом через улицу»: русские красавицы 60-х на фоне советского автопрома больше похожи на диоровских моделей в New Look. Столь же изящные, легкие, звонкие.
Художнику-жанристу важно было запечатлеть каждый миг Москвы. Красоту он видел в незначительном, в бытие простых людей. Его творчество можно назвать поэзией повседневной жизни. Вот мойщица стекол стоит в проеме окна, женщина-дворник идет с номерами домов-новостроек, девочки, играющие в догонялки на стройке. Во всем он видел очарование и лиризм.
Дождь тоже главный герой произведений Пименова, один из самых любимых. Столько новых образов и ощущений дарит это явление природы. За ним интересно наблюдать, видеть отражение города в глади луж. Перед дождем все равны. Он заставляет бежать и статусного начальника, и малого ребенка. Дождь смывает все горести, обновляет и делает нас лучше.
«Я очень люблю дождь. Люблю это состояние природы, люблю ту свежесть, которая приходит с дождем. Люблю мокрые зонты, и их ритмическое движение по улицам. ... Природа дождя меня всегда очень привлекала, и я старался передать это ощущение в искусстве», – говорил Юрий Пименов.
Еще одна тема творчества - театр. Юрию Пименову довелось работать над некоторыми постановками. Так художник погрузился в волшебный мир, где бутафория превращается в драгоценность, где завораживает меркнущий свет в зале, где звучит какофония оркестра перед спектаклем, где всюду ковры, благородство и эстетство. Юрию Пименову однажды удалось познакомиться лично с Галиной Улановой. Он настолько был очарован балериной, что написал ее портрет в образе Жизели.
Путешествия. Юрию Пименову одному из немногих граждан Советского союза удалось побывать в Европе, Японии. Он приезжал за границу, как художник, поэтому жадно впитывал нравы, чуждый быт, моменты повседневной жизни. Подобно репортеру, Юрий Пименов запечатлевал на холсте эпизоды жизни обычных людей.
«Второй раз я был в Венеции … в 1958 году. Я много ходил по ее запутанным, узким улицам. Меня даже больше великолепных знаменитых музеев интересовала обыкновенная человеческая жизнь, мне попадались маленькие дворики с пестрым бельем, прекрасные женщины за стиркой в блеске мокрого белья, мыльной пены. Рыбные ряды с тем особым запахом морской рыбы, влажной, серебристой, скользкой», - из воспоминаний Юрия Пименова.
При всем разнообразии тем творчества Юрий Пименов остается в нашей памяти певцом Москвы – почетным гражданином, влюбленным в свой город. Стоит отметить, что художник в какой-то степени романтизировал время. Вместе с тем художественная хроника Москвы 50-70-х Юрия Пименова прекрасно дополняет наши представления из фильмов «Я шагаю по Москве», «Три тополя на Плющихе», «Служебный роман» и взывает к ностальгическим чувствам.