Победить в СВО

студенты XIX века

Студенты 19 века: царская Россия

В течение XIX века наблюдался постоянный рост числа студентов в России. Если в начале века, в 1808 году, их численность составляла всего 150 человек, то к его завершению достигла отметки свыше 8000 тысяч. 

Студенчество того времени представляло собой сложное и многогранное сообщество: в него входили дети из аристократических семей, представители разночинцев, а также бывшие крепостные. Несмотря на значительные различия в жизненных условиях, большая часть студентов была объединена схожими бытовыми условиями, включая питание, одежду и проживание.
С первых дней правления Александра I  российские университеты, как существующие, так и вновь открытые, подчинялись университетскому уставу, обеспечивавшему им значительную автономию. 

Однако под властью Николая I в 1835 г. был принят новый устав, существенно сокращавший свободу университетов и студентов. На протяжении XIX века были утверждены еще два нормативных акта, регулирующие жизнь высших учебных заведений: в 1863 и 1884 годах, что отражало динамику ограничения и пересмотра университетской политики в России.
В первой половине XIX века основную массу студентов в России составляли казённокоштные учащиеся, полностью содержавшиеся государством. 

Жизнь этих студентов была жестко регламентирована: они подчинялись строгой системе правил и запретов, разработанных министерскими и университетскими властями. Студенты рассматривались как особая категория, где «в силу их возраста, когда достигает пика развития воображение, страсти и физические силы», требовался особый контроль со стороны инспекторов. 

Инструкция для инспектора Московского университета акцентировала необходимость тщательного надзора за студентами, учитывая их возрастные особенности. Отчислиться из университета самостоятельно было практически невозможно: студент обязан был вернуть все затраты на своё обучение, что для большинства являлось неподъёмной задачей. Выход из учебного заведения допускался лишь в двух случаях: при наличии серьезной болезни или в случае официального признания полной неспособности к учёбе, что подтверждали профессора.

Студенты середины XIX века

Кто такие университетские инспекторы и почему их ненавидели студенты?

В период первой половины XIX века в российских университетах студенты подвергались строжайшему надзору не только внутри учебных стен, но и за их пределами. Для контроля назначались инспекторы из числа профессоров, которым помогали субинспекторы — студенты, получившие неформальное прозвище «субы». Эти контролёры следили за личной жизнью студентов, фиксируя «дерзости и соблазны», которые затем докладывались инспектору. 

К тому же, студенты, проживающие в университетских помещениях (подобных современным общежитиям), находились под наблюдением «камерных студентов» — однокурсников, выполнявших роль контролёров. 

Однако из-за нежелания студентов доносить друг на друга, должность «камерного студента» быстро упразднили. Даже студенты, живущие вне университетской территории (называемые «городскими»), не избегали строгого контроля. Инспекторы требовали отчётности о месте проживания, источниках дохода и распорядке дня вне учебного процесса. 

Посещение жилья студентов инспекторами и субинспекторами могли происходить в любое время без предупреждения. Ежемесячно инспекторы представляли отчёты с подробным описанием, чем занимались студенты в свободное время. Также студентам запрещалось  проживать вблизи  «злачных мест», таких как рестораны, трактиры, бильярдные и постоялые дворы. 

Мемуары выпускника Московского университета Н.А. Белоголового рисуют картину строгого надзора: «Со студентами, достигшими возраста гражданской правоспособности, обращались как с малолетними. Инспектор мог в любой момент, даже за незначительные проступки, устроить публичный разнос, крича и ругаясь, что было унизительно и для студента, и для его товарищей». 

Власть инспектора была безграничной — он мог, например, за «нестандартную походку или движения» отправить студента на занятия в танцевальный класс. 

Форма студентов 19 века

Введение единой формы для студентов в России стало ключевым аспектом дисциплинарной политики, особый акцент на которой был сделан после 1834 года. Ранее ношение формы не являлось обязательным, однако с этого момента студенты всех учебных заведений обязаны были щеголять в тёмно-зелёных мундирах, украшенных синими суконными воротниками.

«Правила для студентов Санкт-Петербургского университета» строго регламентировали внешний вид: запрещались усы и длинные волосы. Выходя на улицу, посещая общественные мероприятия или прогулки, студент должен был появляться в полной парадной форме: с застегнутым воротником, всеми пуговицами, при шпаге и в треугольной шляпе (в городе) или форменной фуражке (за городом). Особо подчёркивалось, что ношение пёстрых брюк и галстуков в сочетании с формой было категорически запрещено.

После смерти Николая I и прихода к власти Александра II произошли значительные изменения в сфере высшего образования.

Период либерализации характеризовался: резким увеличением числа студентов благодаря отмене ограничений «мрачного семилетия», свободой самовыражения: студенты приходили на лекции в национальных костюмах, отращивали бороды и усы, носили солнцезащитные очки. Однако эта относительная свобода оказалась недолговечной. Введение нового университетского устава в 1884 году вновь вернуло строгие требования к внешнему виду студентов, включая обязательное ношение мундира. 

Форма студентов XIX века

Дисциплина и наказания у студентов царской России

В период XIX века наказания для студентов российских университетов порой носили строгий характер, иллюстрируемый следующими примерами из Харьковского университета: Петр Годзянский был приговорен к неделе карцера за дерзость перед университетскими властями; Иван Марков получил наказание в девять дней за непокорный ответ помощнику инспектора, тогда как его однокурсник Леонид Лебедев лишился свободы на несколько суток из-за курения папирос во время занятий. Николай Осипов же отправился в карцер на два дня за участие в азартной игре. Нестандартным образом студенты воспринимали даже такие строгие наказания: А.И. Герцен, описывая своё пребывание в карцере, рассказывает, что вместо голодания и одиночества, студенты устраивали ночные пирушки с вином, сигарами и гостями, нарушая все предписанные правила.

Материальные трудности студентов царской России, появление «вечных студентов»

Во второй половине XIX века большинство студентов российских университетов сталкивались с серьезными материальными проблемами. 

Стоимость обучения достигала значительной суммы — около 50 рублей за семестр при средней месячной зарплате высокооплачиваемого рабочего в 30–40 рублей, а стипендия от 20 до 25 рублей получали далеко не все. 

Так что же могли позволить себе студенты на эти средства? Аренда комнаты площадью всего десять квадратных метров в Санкт-Петербурге и Москве обходилась примерно 22 рубля в месяц, что вынуждало студентов снимать жильё на двоих. Стипендия в размере 25 рублей вынуждала студентов скромно питаться: горячий обед раз в день и чай с хлебом — остальные приемы пищи.

Посещали баню не более одного раза каждые две недели. Вспоминая свою студенческую жизнь 1880-х годов, будущий писатель В.В. Вересаев рассказывал: «Жить было трудно и грустно... Получали мы с братом Мишей по двадцать семь рублей в месяц. Приходилось во всем себя обрезать: горячую пищу ели раз в день, обедали в кухмистерской на 75 копеек, утром и вечером — чай с черным хлебом да сыром за десять копеек... После домашнего стола голод был невыносим. От плохой пищи развился желудочно-кишечный катар: проблемы со стулом, боли в животе, мрачное настроение».

Не все учащиеся могли похвастаться богатым материальным положением; большинство студентов сталкивались с финансовыми трудностями, что привело к появлению так называемых «вечных студентов» — молодых людей, которые после одного года обучения в университете вынуждены были прервать учёбу на несколько лет для заработка средств и последующего продолжения образования. В результате многие из таких «вечных» студентов завершали своё образование лишь к 35-летнему возрасту. 

Тем не менее, несмотря на все препятствия, российские университеты XIX века воспитали немало выдающихся личностей: учёных, культурных деятелей, предпринимателей и государственных служащих, которые внесли значительный вклад в развитие страны своим трудом.

Где можно было заработать студенту в царской России

Для студентов жилищный вопрос и обустройство быта, безусловно, стояли в приоритете. Однако, поиск стабильного дохода был не менее актуальной задачей. Наиболее доступным вариантом считалось занятие репетиторством, и многие студенты выбирали именно этот путь. 

Кроме того, они находили применение своим силам в газетах, библиотеках, устраивались контролерами в железной дороге или брали эпизодические роли в театре. Даже исполняли музыку на пианино в синематографах, лишь бы заработать немного денег.

Объявления о работе студенты искали в газетах. Помимо этого, в университетах организовывали летнюю практику, в рамках которой студенты проводили геодезические работы и другие исследования на местности. Тем, кому приходилось совсем трудно, помогали землячества. 

Александр Керенский упоминает о них в книге «Россия на историческом повороте: Мемуары». Автор подчеркивает, что после введения Университетского устава 1884 года, запрещавшего студентам создавать какие-либо организации и клубы, землячества стали единственными местами, где не распространялся этот запрет, и они естественным образом преобразились в основные центры студенческой активности. 

Главная миссия землячеств заключалась в следующем: материальная поддержка малоимущих студентов, поддержание связей между студентами из одного региона, способствуя созданию сплоченного сообщества. Для реализации этих целей землячества активно проводили благотворительные концерты, в которых часто выступали известные актеры и певцы, что не только собирало средства для нуждающихся, но и укрепляло дух товарищества среди студентов.

Студенческие движения 19 века

В начале девятнадцатого столетия в Российской империи начало формироваться студенческое самосознание: студенческая молодежь, получавшая образование в университетах, стала понимать свою роль в развитии страны и осознавать свои гражданские права. Это повлекло за собой создание множества студенческих объединений, где в пышных дискуссиях обсуждались политические вопросы и разрабатывались проекты социальных преобразований. 

Существенным шагом вперед стала реформа образования 1863 года, которая значительно увеличила академическую свободу учащихся. Это послужило мощным стимулом для их политической активности, выразившейся в участии в дебатах, забастовках и публичных выступлениях. 

Важным этапом стало основание в 1871 году Союза Русской Молодежи — объединения студенческих и научных кружков, ставшего центром студенческого движения. Союз не только координировал действия молодежи, но и внес решающий вклад в подготовку национально-освободительных течений в России. Студенты активно вовлекались в деятельность революционных организаций, тем самым определяя свою роль и влияние на общественные процессы эпохи.

Студенты Томского университета, высланные в административную ссылку за участие в студенческой забастовке. 1899 г.

 

Маргарита
Автор: Маргарита
Последние публикации автора


Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Про Павла Дурова

Павел Дуров недавно заявил, что Европейский союз преследует только те платформы (например, Telegram, X и TikTok), на которых размещаются инакомыслящие высказывания.

По его словам, ЕС устанавливает невыполнимые правила, чтобы наказывать компании, которые отказываются молча ограничивать свободу слова. Эти комментарии последовали за недавним штрафом Европейской комиссии в размере 120 млн евро в отношении платформы X (по заявлению официального представителя Еврокомиссии Тома Ренье) за нарушение европейского закона о ци... Читать 2 мин.

Про Павла Дурова

Дмитрий Певцов: мы сейчас живём в тех нарративах конституционных, которые к нам залезли в 93-м году от наших западных друзей

Дмитрий Певцов, актёр, депутат Госдумы РФ: мы сейчас живём в тех нарративах конституционных, которые к нам залезли в 93-м году от наших западных друзей.

У нас сейчас есть проблема, как раз я в Телеграме выложил пост, где члены общественного совета по культуре при президенте обсуждали проблему, а как можно контролировать то, что выходит сейчас на общественное пространство в искусстве и культуре. Механизма нет. Нету компетентного органа, который бы следил за тем, как тратятся государственны... Читать 1 мин.

Дмитрий Певцов: мы сейчас живём в тех нарративах конституционных, которые к нам залезли в 93-м году от наших западных друзей

Россия признавала другую Украину — Сергей Лавров

Украина должна вернуться к внеблоковым, нейтральным, безъядерным основам своей государственности.

Именно эти принципы были зафиксированы в Декларации о государственном суверенитете Украины от 16 июля 1990 года. И именно на основе этих принципов мы и признали независимость Украины», — напомнил глава МИД России в ходе посольского «круглого стола» по тематике урегулирования ситуации вокруг Украины 11 декабря.Один из пунктов Плана Победы НОД —... Читать 1 мин.

Россия признавала другую Украину — Сергей Лавров
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
В чём реальная роль Игоря Сечина и Алексея Миллера в команде Владимира Путина?
Истории глав «Роснефти» и «Газпрома» схожи. Обе компании являются наполовину государственн...
Кашкаров Андрей
Кашкаров Андрей
Только что
ООО «Солон-Пресс» и стареющий маразматик: о проблемах книгоиздания в Москве и не только
Московское издательство ООО «Солон-Пресс» с уставным капиталом в 10 000 рублей, зарегистри...
Маргарита
Маргарита
07.04.2025
4 писателя с психиатрическими заболеваниями, подарившие нам великие идеи
Известно, что многие русские писатели переживали душевные расстройства — и даже если этот ...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Национальный Курс
Национальный Курс
04.12.2025
Денис Ганич про принцип Шахназарова
Главный актор, кто не хочет, чтобы планы Национально-освободительного движения были воплощ...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины
Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее ...