Студенты 19 века: царская Россия
В течение XIX века наблюдался постоянный рост числа студентов в России. Если в начале века, в 1808 году, их численность составляла всего 150 человек, то к его завершению достигла отметки свыше 8000 тысяч.
Студенчество того времени представляло собой сложное и многогранное сообщество: в него входили дети из аристократических семей, представители разночинцев, а также бывшие крепостные. Несмотря на значительные различия в жизненных условиях, большая часть студентов была объединена схожими бытовыми условиями, включая питание, одежду и проживание.
С первых дней правления Александра I российские университеты, как существующие, так и вновь открытые, подчинялись университетскому уставу, обеспечивавшему им значительную автономию.
Однако под властью Николая I в 1835 г. был принят новый устав, существенно сокращавший свободу университетов и студентов. На протяжении XIX века были утверждены еще два нормативных акта, регулирующие жизнь высших учебных заведений: в 1863 и 1884 годах, что отражало динамику ограничения и пересмотра университетской политики в России.
В первой половине XIX века основную массу студентов в России составляли казённокоштные учащиеся, полностью содержавшиеся государством.
Жизнь этих студентов была жестко регламентирована: они подчинялись строгой системе правил и запретов, разработанных министерскими и университетскими властями. Студенты рассматривались как особая категория, где «в силу их возраста, когда достигает пика развития воображение, страсти и физические силы», требовался особый контроль со стороны инспекторов.
Инструкция для инспектора Московского университета акцентировала необходимость тщательного надзора за студентами, учитывая их возрастные особенности. Отчислиться из университета самостоятельно было практически невозможно: студент обязан был вернуть все затраты на своё обучение, что для большинства являлось неподъёмной задачей. Выход из учебного заведения допускался лишь в двух случаях: при наличии серьезной болезни или в случае официального признания полной неспособности к учёбе, что подтверждали профессора.

Кто такие университетские инспекторы и почему их ненавидели студенты?
В период первой половины XIX века в российских университетах студенты подвергались строжайшему надзору не только внутри учебных стен, но и за их пределами. Для контроля назначались инспекторы из числа профессоров, которым помогали субинспекторы — студенты, получившие неформальное прозвище «субы». Эти контролёры следили за личной жизнью студентов, фиксируя «дерзости и соблазны», которые затем докладывались инспектору.
К тому же, студенты, проживающие в университетских помещениях (подобных современным общежитиям), находились под наблюдением «камерных студентов» — однокурсников, выполнявших роль контролёров.
Однако из-за нежелания студентов доносить друг на друга, должность «камерного студента» быстро упразднили. Даже студенты, живущие вне университетской территории (называемые «городскими»), не избегали строгого контроля. Инспекторы требовали отчётности о месте проживания, источниках дохода и распорядке дня вне учебного процесса.
Посещение жилья студентов инспекторами и субинспекторами могли происходить в любое время без предупреждения. Ежемесячно инспекторы представляли отчёты с подробным описанием, чем занимались студенты в свободное время. Также студентам запрещалось проживать вблизи «злачных мест», таких как рестораны, трактиры, бильярдные и постоялые дворы.
Мемуары выпускника Московского университета Н.А. Белоголового рисуют картину строгого надзора: «Со студентами, достигшими возраста гражданской правоспособности, обращались как с малолетними. Инспектор мог в любой момент, даже за незначительные проступки, устроить публичный разнос, крича и ругаясь, что было унизительно и для студента, и для его товарищей».
Власть инспектора была безграничной — он мог, например, за «нестандартную походку или движения» отправить студента на занятия в танцевальный класс.
Форма студентов 19 века
Введение единой формы для студентов в России стало ключевым аспектом дисциплинарной политики, особый акцент на которой был сделан после 1834 года. Ранее ношение формы не являлось обязательным, однако с этого момента студенты всех учебных заведений обязаны были щеголять в тёмно-зелёных мундирах, украшенных синими суконными воротниками.
«Правила для студентов Санкт-Петербургского университета» строго регламентировали внешний вид: запрещались усы и длинные волосы. Выходя на улицу, посещая общественные мероприятия или прогулки, студент должен был появляться в полной парадной форме: с застегнутым воротником, всеми пуговицами, при шпаге и в треугольной шляпе (в городе) или форменной фуражке (за городом). Особо подчёркивалось, что ношение пёстрых брюк и галстуков в сочетании с формой было категорически запрещено.
После смерти Николая I и прихода к власти Александра II произошли значительные изменения в сфере высшего образования.
Период либерализации характеризовался: резким увеличением числа студентов благодаря отмене ограничений «мрачного семилетия», свободой самовыражения: студенты приходили на лекции в национальных костюмах, отращивали бороды и усы, носили солнцезащитные очки. Однако эта относительная свобода оказалась недолговечной. Введение нового университетского устава в 1884 году вновь вернуло строгие требования к внешнему виду студентов, включая обязательное ношение мундира.

Дисциплина и наказания у студентов царской России
В период XIX века наказания для студентов российских университетов порой носили строгий характер, иллюстрируемый следующими примерами из Харьковского университета: Петр Годзянский был приговорен к неделе карцера за дерзость перед университетскими властями; Иван Марков получил наказание в девять дней за непокорный ответ помощнику инспектора, тогда как его однокурсник Леонид Лебедев лишился свободы на несколько суток из-за курения папирос во время занятий. Николай Осипов же отправился в карцер на два дня за участие в азартной игре. Нестандартным образом студенты воспринимали даже такие строгие наказания: А.И. Герцен, описывая своё пребывание в карцере, рассказывает, что вместо голодания и одиночества, студенты устраивали ночные пирушки с вином, сигарами и гостями, нарушая все предписанные правила.
Материальные трудности студентов царской России, появление «вечных студентов»
Во второй половине XIX века большинство студентов российских университетов сталкивались с серьезными материальными проблемами.
Стоимость обучения достигала значительной суммы — около 50 рублей за семестр при средней месячной зарплате высокооплачиваемого рабочего в 30–40 рублей, а стипендия от 20 до 25 рублей получали далеко не все.
Так что же могли позволить себе студенты на эти средства? Аренда комнаты площадью всего десять квадратных метров в Санкт-Петербурге и Москве обходилась примерно 22 рубля в месяц, что вынуждало студентов снимать жильё на двоих. Стипендия в размере 25 рублей вынуждала студентов скромно питаться: горячий обед раз в день и чай с хлебом — остальные приемы пищи.
Посещали баню не более одного раза каждые две недели. Вспоминая свою студенческую жизнь 1880-х годов, будущий писатель В.В. Вересаев рассказывал: «Жить было трудно и грустно... Получали мы с братом Мишей по двадцать семь рублей в месяц. Приходилось во всем себя обрезать: горячую пищу ели раз в день, обедали в кухмистерской на 75 копеек, утром и вечером — чай с черным хлебом да сыром за десять копеек... После домашнего стола голод был невыносим. От плохой пищи развился желудочно-кишечный катар: проблемы со стулом, боли в животе, мрачное настроение».
Не все учащиеся могли похвастаться богатым материальным положением; большинство студентов сталкивались с финансовыми трудностями, что привело к появлению так называемых «вечных студентов» — молодых людей, которые после одного года обучения в университете вынуждены были прервать учёбу на несколько лет для заработка средств и последующего продолжения образования. В результате многие из таких «вечных» студентов завершали своё образование лишь к 35-летнему возрасту.
Тем не менее, несмотря на все препятствия, российские университеты XIX века воспитали немало выдающихся личностей: учёных, культурных деятелей, предпринимателей и государственных служащих, которые внесли значительный вклад в развитие страны своим трудом.
Где можно было заработать студенту в царской России
Для студентов жилищный вопрос и обустройство быта, безусловно, стояли в приоритете. Однако, поиск стабильного дохода был не менее актуальной задачей. Наиболее доступным вариантом считалось занятие репетиторством, и многие студенты выбирали именно этот путь.
Кроме того, они находили применение своим силам в газетах, библиотеках, устраивались контролерами в железной дороге или брали эпизодические роли в театре. Даже исполняли музыку на пианино в синематографах, лишь бы заработать немного денег.
Объявления о работе студенты искали в газетах. Помимо этого, в университетах организовывали летнюю практику, в рамках которой студенты проводили геодезические работы и другие исследования на местности. Тем, кому приходилось совсем трудно, помогали землячества.
Александр Керенский упоминает о них в книге «Россия на историческом повороте: Мемуары». Автор подчеркивает, что после введения Университетского устава 1884 года, запрещавшего студентам создавать какие-либо организации и клубы, землячества стали единственными местами, где не распространялся этот запрет, и они естественным образом преобразились в основные центры студенческой активности.
Главная миссия землячеств заключалась в следующем: материальная поддержка малоимущих студентов, поддержание связей между студентами из одного региона, способствуя созданию сплоченного сообщества. Для реализации этих целей землячества активно проводили благотворительные концерты, в которых часто выступали известные актеры и певцы, что не только собирало средства для нуждающихся, но и укрепляло дух товарищества среди студентов.
Студенческие движения 19 века
В начале девятнадцатого столетия в Российской империи начало формироваться студенческое самосознание: студенческая молодежь, получавшая образование в университетах, стала понимать свою роль в развитии страны и осознавать свои гражданские права. Это повлекло за собой создание множества студенческих объединений, где в пышных дискуссиях обсуждались политические вопросы и разрабатывались проекты социальных преобразований.
Существенным шагом вперед стала реформа образования 1863 года, которая значительно увеличила академическую свободу учащихся. Это послужило мощным стимулом для их политической активности, выразившейся в участии в дебатах, забастовках и публичных выступлениях.
Важным этапом стало основание в 1871 году Союза Русской Молодежи — объединения студенческих и научных кружков, ставшего центром студенческого движения. Союз не только координировал действия молодежи, но и внес решающий вклад в подготовку национально-освободительных течений в России. Студенты активно вовлекались в деятельность революционных организаций, тем самым определяя свою роль и влияние на общественные процессы эпохи.
