В условиях активной цифровизации городского хозяйства и управления особую актуальность приобретает развитие «умных городов» — территорий, где современные технологии интегрированы в инфраструктуру, транспорт, энергетику и социальную сферу. Одним из ключевых факторов успеха этой трансформации является государственное стимулирование разработки и производства высокотехнологичной продукции.
Существуют разные подходы к исследованию «умных городов», один из которых предполагает выделение следующих моделей развития, каждая из которых требует специфических мер государственной поддержки:
- Частная инициатива (основная роль отводится бизнесу, а государство создает благоприятные условия через снижение регуляторной нагрузки и развитие инфраструктуры);
- Государственно-частное партнёрство (реализация совместных проектов государства и бизнеса, где риски и ресурсы распределяются между участниками);
- Множество участников (конкуренция между компаниями стимулирует инновации, а государство поддерживает рынок через закупки и стандартизацию);
- Государственное управление (власти контролируют процесс, привлекая ограниченное число компаний на основе строгих критериев).
При этом, для каждой из этих моделей значимым является вопрос технологического оснащения «умных территорий», весомый вклад в реализацию которого обеспечивают российские предприятия. Наиболее актуальными для России являются последние две упомянутые модели, которые предполагают активное участие государства в формировании спроса на высокотехнологичную продукцию через закупки и создание правовых условий для инноваций.
Для поддержки разработчиков и производителей высокотехнологичной продукции применяются правовые, административные и финансово-экономические инструменты. К актуальным правовым инструментам относится введение экспериментальных правовых режимов, которые позволяют тестировать новые технологии в реальных условиях без избыточных регуляторных барьеров, а также корректировка нормативной базы для утверждения стандартов «умных городов». Административным — упрощение процедур лицензирования и сертификации оборудования, развитие клиентоцентричных подходов в государственных институтах для учета потребностей бизнеса и общества. Среди финансово-экономических инструментов отдельно стоит отметить значимость государственных и муниципальных закупок высокотехнологичной продукции, создающих стабильный спрос на высокотехнологичную продукцию, а также финансовую поддержку научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ (НИОКР).
Несмотря на имеющийся потенциал, развитие «умных городов» сталкивается с рядом проблем при реализации инструментов государственной поддержки, среди которых расхождение приоритетов бизнеса и органов власти, недостаточно эффективное взаимодействие стейкхолдеров цифровизации городского хозяйства, необходимость адаптации нормативно-правовой базы под стремительно меняющиеся условия реализации проектов и программ.
Успешное развитие «умных городов» в России требует комплексного подхода, сочетающего правовые, административные и финансовые меры. Государственная поддержка должна быть гибкой и адаптированной к потребностям конкретных территорий, обеспечивая баланс между интересами бизнеса, власти и общества. Реализация комплексной политики позволит достичь «цифровой зрелости» городского хозяйства к 2030 году, как это предусмотрено национальными целями развития. В связи с этим необходимо рассматривать государственную поддержку высоких технологий в качестве одного из ключевых факторов развития «умных городов» в России. Будущее «умных территорий» зависит от синергии всех участников процесса и эффективности применяемых инструментов государственного стимулирования.







