В России с 2021 года действует обязательная цифровая маркировка бутилированной воды. Применение этой меры помогает в первую очередь бороться с контрафактом. Введенная государством единая электронная система мониторинга «Честный знак», в которую отчитываются производители, импортеры, оптовики и предприятия розничной торговли, помогает проследить путь продукта от момента производства до конечного потребителя.
До 1 декабря 2023 года организации общепита, гостиничного бизнеса, которые закупают бутилированную воду для собственных нужд были освобождены от необходимости отправлять информацию об этом в систему мониторинга маркировки. Теперь, начиная с этой даты все организации должны проходить данную процедуру. Общепит и гостиницы в этом случае могли столкнуться с проблемой учета оборота бутилированной воды, которая для них не товар, а услуга (кулер в гостинице, бутылочки воды в номере, вода, которая используется для приготовления блюд). В этом случае касса не применяется, но учет оборота воды вести необходимо, чтобы избежать штрафа за несоблюдение правил, которые достигают до 100 тысяч рублей. Поэтому ресторан просто должен сообщить о выводе воды из оборота в течение 3 рабочих дней через личный кабинет в системе маркировки «Честный знак».
Эксперт Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Елена Меркулова считает, что маркировка помогла выявить производителей фальсификата и другой нелегальной продукции, которая наносит вред как здоровью потребителей, так и бюджету. При этом маркировка упакованной воды, не оказала хоть сколько-нибудь заметного влияния на цену товаров и темпы производства.