С 1 февраля 2024 года вступил в действие Национальный стандарт «Индекс деловой репутации субъектов предпринимательской деятельности» (ЭКГ-рейтинг). Соответствующий ГОСТ опубликован на сайте Росстандарта. Показатели оценивания сгруппированы в три категории - «Экология» (степень воздействия на окружающую среду, использование наилучших доступных технологий и реализация экологических проектов), «Кадры» (уровень оплаты труда, социальные и демографические программы, благотворительность) и «Государство» (налоговая история и деловая репутация, взаимодействие с бизнес-объединениями). По итогам оценки будет составляться рейтинг ответственности компаний.
В целом стандарт призван оценивать соответствие бизнеса приоритетам, обозначенным президентом РФ Владимиром Путиным. Как отмечает эксперт кафедры истории, политологии и государственной политики Среднерусского института управления – филиала РАНХиГС Светлана Букалова, концепция социальной ответственности бизнеса включает учёт интересов стейкхолдеров (групп интересов), к которым кроме собственников компании, заинтересованных в получении прибыли, относятся потребители её продукции, деловые партнёры – поставщики сырья и комплектующих, наёмные работники и жители территории присутствия компании. Социально-ответственный бизнес, наряду с получением прибыли, должен учитывать их интересы социального развития, что вносит вклад в деловую репутацию компании. По мнению эксперта, российский ЭКГ-рейтинг уделяет внимание этим аспектам с учётом российской специфики. Так, группа показателей «Кадры» включает в себя благотворительность, под которой стандарт понимает проекты, направленные на укрепление семейных ценностей, традиций, общества и безопасности страны. Такие проекты могут быть связаны с созданием художественных материалов (фильмов, социальной рекламы), проведением общественных мероприятий (фестивалей, конкурсов, концертов), осуществлением волонтерской деятельности, социального патронажа за отдельными категориями граждан (многодетными семьями, инвалидами, пожилыми), поддержкой религиозных организаций, укреплением национальной безопасности РФ, в том числе посредством поддержки участников специальной военной операции и членов их семей. Поощряются также инвестиции в социальную сферу региона присутствия, направленные на повышение уровня и качества жизни людей, включая создание и развитие социальной, общественной инфраструктуры, а также участие в создании и поддержке некоммерческих организаций, оказывающих общественные услуги. Однако социальная активность компании может принести её только 5 из максимальных 160 баллов рейтинга. Для сравнения, 1 балл приносит наличие среди сотрудников 10% многодетных родителей
Экологичность компании в рамках процедуры объективной оценки (скоринга) оценивается по единственному показателю – размеру экологических платежей, включающих плату за негативное воздействие на окружающую среду, штраф за нарушение экологического законодательства и начисленную сумму экологического ущерба.
Значительное внимание уделяется положению сотрудников компании, в частности, уровню оплаты труда, выраженному через коэффициент заработной платы. Наибольшее количество баллов приносит заработная плата, вдвое превосходящая среднемесячную оплату труда по региону. Более широкой является группа показателей, определяемых на основе анкетирования. Она охватывает соцпакет компании (ДМС, доплата за стаж, организацию занятий спортом, оплату оздоровительного отдыха и даже психологической помощи). В рамках государственной озабоченности демографией поощряется оплата компанией сотрудницами (женами сотрудников) контрактов на роды, курсов и программ по подготовке к родам, материнству, выплат при рождении детей, в том числе третьего ребёнка, усыновлении. Поощряются оплачиваемые выходные по семейным событиям, предоставление подарков детям, компенсации посещения детьми сотрудников детского сада и кружков и даже финансовое содействие в получении детьми сотрудников высшего образования.
Отношения компании с государством выражаются, в том числе, через корпоративное участие в строительстве и ремонте социальных и инфраструктурных объектов, строительство и реконструкцию религиозных объектов, создание и поддержку НКО.
Обобщая сказанное, Светлана Букалова отмечает, что Индекс деловой репутации бизнеса стимулирует компании к участию в реализации социальных функций государства, косвенно признавая недостаточность государственных усилий в этой сфере. С другой стороны, острой проблемой российской экономики является кадровый дефицит, непосредственно связанный с низкой долей заработной платы в ВВП. Также существенной проблемой регионального развития нашей страны является потребительское и индифферентное отношение крупных столичных компаний к регионам ведения своей производственной деятельности. Поможет ли Индекс социальной ответственности исправить эти диспропорции, насколько объективны его критерии и насколько привлекательными для бизнеса будут преимущества, предоставляемые высокими позициями в рейтинге – покажет опыт его применения.