Как уже было обозначено в более ранних постах, практически в каждой теме учебного курса необходимы вопросы для проверки знаний, для повторения пройденного материала. Формы проведения такого контроля могут быть разнообразными.
Может возникнуть вопрос: почему вопросы для проверки полученных знаний называются упражнениями? Название (выбор такой формы) исходит из того, что учащиеся упражняются в своих силах отвечать на заданные вопросы самостоятельно и устно и развивают навык применения своих знаний на практике (например, в случаях с практическими примерами).
Предлагается еще одно упражнение для проверки полученных знаний и усвояемости учебного материала, которое называется «Цепь вопросов» (предыдущие упражнения «Вопрос в мешке» и «Вопрос-аукцион»).
Варианты применения данных упражнений:
1) в начале практического занятия провести опрос с помощью одного упражнения;
2) посвятить полностью занятие проверке пройденного блока тем и использовать все три упражнения.
Упражнение «Цепь вопросов»
Для этого упражнения надо подобрать/сформулировать ряд вопросов в рамках ранее изученной темы (постараться сформулировать вопросы так, чтобы при ответе на них необходимо было еще подумать, поразмышлять, а не просто сразу знать готовый ответ из лекции или из других источников).
Заранее учащимся озвучивается только тема для повторения, затем дается время вспомнить, повторить изученный материал. После того, как учащиеся говорят о готовности к обсуждению озвученной темы, показывается первый вопрос преподавателя (для начала цепи).
Преподаватель задает первый вопрос учащемуся (учащийся выбирается по усмотрению преподавателя или по желанию), далее студент отвечает на вопрос и формулирует, исходя из своего ответа, следующий вопрос однокурснику, затем тот, кому задали вопрос отвечает и формулирует свой вопрос и т.д.
В упражнении участвуют все учащиеся учебной группы, цепь заканчивается тогда, когда все присутствующие студенты ответили на заданный им вопрос и сформулировали свой вопрос.
Если кто-то отказывается отвечать или не может задать свой вопрос в рамках повторяемой темы, то цепь «рвется» и все начинается сначала. В этом случае преподаватель может задать свой следующий подготовленный вопрос для начала второй цепи и т.д.
Преподаватель может сам установить очередность цепи, а может отдать это на усмотрение студентов.
Для выполнения этого упражнения продумайте возможность записывать (набирать на клавиатуре) вопросы студентов и показывать их на экране, чтобы вопросы не повторялись и чтобы вопрос, на который необходимо дать ответ, был перед глазами студента.
Автор: Юлия Надточий, Финансовый университет при Правительстве Российской Федерации
Предыдущие публикации:
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 1
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 2
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 3
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 4








