Римско католическая церковь. Воинство Христово, вперёд на Восток!
Святой Престол Римско-католической церкви основан, согласно историческим записям, в I веке и находится с 1929 года в государстве Ватикан.
Римская католическая церковь на протяжении многих веков была серьёзным фактором в международной политике. Более тысячи лет Святой Престол, как центр мирового католицизма, дипломатией и силой безуспешно пытается распространить своё влияние на евроазиатские территории, где православие является преобладающей религией.
Святой Престол постоянно стремился на Восток, благословлял все войны, поддерживал все конфликты, объявлял «крестовые походы» против государств (Русь, Российская империя, СССР, Россия) для распространения католической религии и подчинения православного духовенства Папскому Престолу.
Ватикан и в XX веке не оставлял надежды, с использованием силы агрессивных стран, духовного захвата России с претензией Папства на мировое религиозное господство.
Так, девиз нацистской Германии «Gott mit uns» (с нами Бог) был начертан на пряжках ремней всех солдат вермахта. Да и свастика, по сути, является одной из разновидностей креста.
Все завоеватели во все века получали достойный отпор. Все их походы оканчивались бесславно и в земле на русских равнинах оставались лежать тысячи, миллионы тел захватчиков.
Действия римской католической церкви. Политика нейтралитета или попытка сидеть на двух стульях
Во время Второй мировой войны позиция Святого Престола и государства Ватикан была неоднозначной, изменяющейся с учётом соотношения сил воюющих сторон.
В этой политике можно заметить несколько основных поворотных пунктов.
Первый. После прихода к власти нацистов, Ватикан просил Бога благословить Рейх и дал указание германским епископам принести клятву верности Рейху.
Второй. Когда началась война, Ватикан объявил о своем нейтралитете.
На первом этапе войны, когда особенно проявились военные успехи Германии и её союзников (с сентября 1939 года по июнь 1941 года), политика Ватикана была достаточно сдержанной, обезличено осуждающей начавшуюся войну, конкретно не касающейся ни одной из воюющих стран.
Такая позиция Ватикана была выгодна Германии, объективно поощряла агрессора и не сдерживала его.
Ватикан отказал просьбе Англии и Франции объявить Германию агрессором.
Многие церковные деятели того времени считали, что политику Ватикана можно определить такой фразой: «Церковь за всех и ни за кого».
Третий. После нападения Германии на СССР Ватикан начал менять
политику, одобрив «победоносную священную войну против безбожного коммунизма».
Ватикан за годы войны в своих посланиях порядка 35 раз давал негативную оценку советскому безбожному государству, призывая к его устранению. А вот католиков Германии, Италии, Испании, Франции и других европейских стран считал добровольными крестоносцами и воинами против тьмы безбожного мира.
После создания антигитлеровской коалиции Ватикан отказался признать войну «союзных стран» против стран фашистской «оси» справедливой.
Четвёртый. В политике Ватикана обозначился чёткий дрейф в сторону «союзников» после разгрома германских, венгерских, румынских войск под Сталинградом и Тегеранской конференции союзников (1943 г). Ватикан,хотя и косвенно, выразил свою симпатию союзникам. Однако, продолжая «сидеть на двух стульях», он вместе со всем институтом католической церкви официально так и не отмежевался полностью и окончательно от фашизма.
Пятый. В конце войны Ватикан осудил, на его взгляд, неразумное требование «союзников» о «безоговорочной капитуляции» Германии, стремился стать посредником для заключения компромиссного мира между странами фашистской “оси” и западными союзниками, предлагал проявить снисхождение в отношении побеждённых и заключить по итогам войны «мягкий мир». Осуществляя политику снисхождения, Ватикан, по так называемым «крысиным тропам», после войны способствовал нелегальной переправке из Европы в Южную Америку, Азию, Африку около 30 тысяч прятавшихся нацистов, спасая их от правосудия.
Шестой. На заключительном этапе войны политика Ватикана осуществила поворот в сторону США для сплочения сил в мировом масштабе под главенством этой страны. Ватикан поддерживал политику атлантизма и новый уже «американский порядок».
Пий XII — молчаливый святой и осторожный дипломат или не публичный пособник нацистского режима?
В предвоенные годы католическую церковь возглавлял Папа Пий XI (1922–1939 гг.), который подписал соглашение с фашистским диктатором Италии Б. Муссолини по созданию независимого мини-государства Ватикан. А также одобрил оккупацию Австрии, подготовил для заключения (1933 г.) соглашение с нацистской Германией для предотвращения преследования католической церкви. Папа Пий XI покинул Рим (23 мая 1938 г.), чтобы избежать встречи с Гитлером, когда тот прибыл с визитом в Италию.
Папа Пий XII правил в Ватикане 19 лет (1939–1958 гг.) и его правление приходится на время Второй мировой войны, период набиравшего силу, а затем падения нацистского режима и его пособников.
Папа Пий XII — выходец из древней аристократической семьи, долгое время служил нунцием (полномочным представителем Ватикана) в Германии. Никогда не скрывал свои симпатии к Германии, постоянно поддерживал связи с представителями немецкой политической элиты, хорошо владел немецким языком, лично знал фюрера. У Папы советники, секретари и даже домработница были немцами.
Не вмешиваясь в неприглядные светские дела руководителей Третьего Рейха, Папа непосредственно нацистскую идеологию воспринимал критически, считая её несовместимой с христианством.
Папа Пий XII считается одним из самых противоречивых Понтификов за всю историю католической церкви.
Папа всегда высказывал свою позицию осторожными заявлениями в виде общих фраз и весьма расплывчато о необходимости гуманного ведения войны, милосердии, защите обездоленных и жертв несправедливости, сетовал на проявление излишней жестокости с обеих сторон.
В 1939 году Пий XII одобрил военный переворот в Испании и наградил диктатора Ф. Франко ватиканским орденом.
В то же время Папа публично осудил вторжение вермахта в Норвегию, Данию, Бельгию, Голландию, Люксембург и некоторые другие страны.
Получая множество сообщений о зверствах в нацистских лагерях, Папа Пий XII или не реагировал на них или реагировал мягко и осторожно с большим опозданием, а потом на критику оправдывался, что хотел «оставаться беспристрастным».
Ватиканская дипломатия официально до самого конца войны не сделала никакого официального публичного заявления в поддержку или осуждение той или иной воюющей стороны, хотя в оккупированных нацистами странах проживало 40 миллионов католиков.
Пий XII отказывался выступать открыто против нацизма, и так и не объявил Германию агрессором, боясь «причинить ещё большее зло» католикам.
Несмотря на неоднократные решительные предложения политиков, Папа Пий XII отказался отлучить Гитлера от церкви, призвать верующих к сопротивлению и предать анафеме нацистов.
В то же время, несмотря на оказываемое на Папу давление со стороны Гитлера и Муссолини, он не высказал согласия на партнёрство с членами «оси» для их моральной и духовной поддержки в войне против России под предлогом нецелесообразности вмешательства в международную политику.
Гневные речи Папа произносил, как правило, не публично, а как бы “за кулисами”, в частных беседах, секретных посланиях.
Папа критиковал ложное и еретическое, с точки зрения церкви, учение нацизма, теорию расового превосходства, пристрастие национал-социалистов к языческой символике.
И чтобы уравновесить выпады, критиковал и СССР за притеснения верующих, препятствия по распространению католической веры, называл СССР безбожным и «богопротивным» государством.
Во время войны Ватикан посылал на оккупированную советскую территорию специально подготовленных священников, говорящих на русском языке, отпечатал и распространял католические молитвенники, издавал специальный журнал. С 1943 года для граждан СССР организовал передачи ватиканского радио с изложением своей позиции, допуская иногда материалы провокационного характера и подрывной деятельности.
Многие историки отмечают, что Папа Пий XII вел негласную работу для спасения жертв расовых гонений, тысячи евреев нашли укрытие в католических школах, миссиях и монастырях (в Риме было спрятано от фашистов более 6 тыс. евреев). Однако другие исследователи считают, что этих усилий было недостаточно. Святой Престол из‑за дипломатической осторожности и политики беспристрастности не использовал все имеющиеся большие возможности против зверств нацизма. Результаты деятельности Понтифика по спасению жертв войны крайне малы по сравнению с общим числом жертв (только евреев в годы войны убито несколько миллионов человек).
Многие политики, историки, эксперты и католики считают, что отказ Понтифика публично осудить нацизм — величайшее зло XX века является крупной ошибкой, по сути, катастрофой для авторитета Святого Престола.
Движение сопротивления католиков нацизму
Во Второй мировой войне католики сражались на обеих сторонах воюющих.
Не все священнослужители и католические религиозные организации разделяли политику Ватикана во время войны. Католики и католическая церковь это далеко не один Папа и церковные иерархи.
Отличительной особенностью католического сопротивления нацизму является то, что Ватикан и его церковные лидеры к организации сопротивления имели довольно слабое отношение. А движение сопротивления складывалось из действий и героизма отдельных людей — католиков, а не католической церкви в целом, как организации.
Исторические документы содержат сотни фамилий прекрасных людей — католиков разных стран, которые мужественно приближали победу над нацизмом, участвовали в подпольном движении, критически относились к попытке нацистских лидеров создать новую религию, в которой первую скрипку играл бы фюрер.
Некоторые католические монастыри и больницы давали партизанам еду и кров, и даже хранили оружие. Имело место участие священников в актах саботажа, неявки на военную службу.
Католические организации оказывали помощь пострадавшему гражданскому населению и военнопленным, укрывали от рук нацистов лиц «неарийской» национальности и антифашистов.
Многие священники Германии, Франции, Польши и других стран оппозиционно относились к нацистскому режиму, отказывались демонстрировать свастику, в проповедях критиковали нацистскую пропаганду. Примерно треть немецких священников столкнулись с той или иной формой репрессий со стороны нацистского правительства.
Многие священнослужители, оказавшие сопротивление или не подчинившиеся нацистам, были отправлены в концлагеря или физически уничтожены.
В Белоруссии фашисты возле города Новогрудка 1 августа 1943 года расстреляли 11 монахинь-католичек, заступившихся за арестованных невинных мирных жителей. В деревне Росица 16 февраля 1943 года в ходе карательной акции фашисты сожгли 1 тыс. 528 местных жителей (католиков и православных) вместе с двумя ксендзами.
Так, в нацистском концлагере Дахау были организованы казармы для духовенства, в которых содержалось около 3 тыс. священнослужителей. В концлагере в основном содержались священники из Польши, Германии и Франции (свыше 80%). А также в эти казармы доставлялись священники из Чехословакии, Нидерландов, Югославии, Бельгии, Италии, Люксембурга, Литвы, Венгрии и Румынии.
В «невооружённом сопротивлении» нацизму вклад рядовых католиков был значительным.
Сталин и Ватикан
Из‑за идеологических разногласий отношения между СССР и Ватиканом развивались неравномерно: от полного прекращения до некоторого потепления.
Во время войны в СССР прекратилась антирелигиозная пропаганда и Сталин при встречах с зарубежными политиками на их вопросы неоднократно отвечал, что готов к сотрудничеству с католическим Ватиканом.
После войны, когда обсуждалась роль Ватикана в войне и от политиков поступили предложения, чрезмерно увеличивающие эту роль, Сталин задал вопрос зарубежным партнёрам: «А сколько было дивизий у Ватикана?» (в печати есть несколько других похожих вариантов этого разговора). Все всё поняли и отозвали свои предложения.
Учитывая, что большинство стран, освобождённых Красной армией от фашизма были католическими, логика событий подсказывала необходимость «скоординированных действий между Москвой и Ватиканом в целях послевоенного решения нравственных и социальных проблем».
Сталин, имея богословское образование, видел усиливающуюся религиозно-политическую роль Ватикана в послевоенном мироустройстве.
В 1952 году Сталин смягчил свою позицию по Ватикану, публично похвалив Ватикан и Понтифика за миротворческие инициативы. Началось осторожное прощупывание друг друга Ватиканом и СССР. Некоторые источники сообщают, что была тайная переписка, но раскрытый в последнее время Ватиканом большой объём архивных документов это пока не подтверждает.
Сталин сделал попытку наладить контакты, но не успел.
Католицизм в России
Римско-католическая церковь объединяет более 1,2 млрд. католиков по всему миру.
Ватикан (население около 1 тыс. человек) в настоящее время является уникальным наднациональным государством и одним из важных мировых центров силы.
Ватикан — духовный центр католицизма, сила и роль которого определяются огромным влиянием, оказывающим католической церковью на массы верующих и многочисленные клерикальные (процерковные) общественные и политические структуры.
В РФ проживают, по данным Конференции католических епископов России, около миллиона крещёных католиков (хотя имеются и другие данные с меньшим количеством католиков).
Длительное время отношения Римско-католической и Русской православной церквей не складывались, характеризовались чередой конфликтов. Причин несколько и одна из них — прозелитизм, то есть действия католических священников и светской власти по обращению россиян, принадлежащих к православной традиции, в католическую веру путём уговоров, подкупа, принуждения и обмана.
Ватикан поддерживает экспансию Европейского Союза на Восток, является сторонником глобалистского проекта устройства мира.
Однако диалог двух христианских церквей представляет немалую практическую и общественную значимость.
В 90-е годы прошедшего века католическая церковь получила возможность нормального функционирования в России. Действуют сотни приходов. Представители католиков вошли в Совет по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте РФ. В 2009 году между Россией и Ватиканом установлены полноформатные дипломатические отношения.
А Святой Престол признал прозелитизм тяжелейшим грехом, который недопустим в межцерковных делах.
Это позволило впервые за несколько столетий лично встретиться в 2016 году двум самым значительным лидерам христианского мира.
Состоявшаяся 12 февраля 2016 г. встреча Патриарха Кирилла и Папы Франциска I, несмотря на оставшиеся ещё противоречия, позволила договориться об организации на разных уровнях постоянного православно - католического диалога для сближения двух христианских церквей, отказе от духа соперничества и конкуренции.
В связи с тем, что в международных отношениях возрастает социальная значимость духовного фактора, Президент России В. Путин трижды (2013, 2015, 2019 гг.) в доброжелательной обстановке встречался с Папой Франциском I (аргентинец по национальности с итальянскими корнями).
Переговоры показали, что стороны становятся политическими партнёрами, имеют близкие или одинаковые позиции по таким международным темам, как противодействие терроризму и религиозному экстремизму, предотвращение техногенных катастроф, отстаивание общих гуманистических ценностей.
Вызовы современного мира требуют от христиан, всех людей совместного действия по укреплению мира и его нравственных начал.