Сегодня на просторах интернет-пространства ведутся споры о положении дел в авиации России. В основном это касается двух, наиболее распространённых в воинских частях, военных самолётов России — Су-27 и МиГ-29. Сегодня мы видим, что конструкторские бюро Сухого и Микояна с успехом развиваются, участвуют в международных выставках, разрабатывают новые концепции и летательные аппараты. Чтобы лучше понять, почему МиГ-29 и Су-27 стали такими популярными, нужно углубиться немного в историю возникновения обоих планеров.
Военный самолёт Су-27
В 60-е годы XX века американцы стали лидерами в гонке вооружений, а именно — в разработке военного летательного аппарата четвёртого поколения. Новые истребители должны были прийти на смену устаревшим на тот момент «Фантомам», которые во время Вьетнамской войны выигрывали у советских МиГ-21 по скорости, но были бесполезны против более маневренных «мигов» на коротких дистанциях.
История создания самолёта Су-27
Первые наброски американского прототипа на бумаге появились в 1969 году. Впоследствии разработка получила название F-15 Eagle. В СССР в 1971 году следует приказ о начале разработки нового самолёта-истребителя 4-го поколения, который превосходил бы Eagle по тактико-техническим характеристикам.
В работу на конкурсной основе приглашаются все ведущие конструкторские бюро СССР. Интересно, что изначально конструктор Павел Сухой не хотел работать над новым аппаратом, так как в его КБ велись работы над самолётом Су-24. Параллельно с этим, Павел Осипович руководил разработкой штурмовика Су-25, ракетоносца Т-4, а также модернизацией устаревших Су-15 и Су-17. Также существовало мнение, что производство истребителя с запрашиваемыми характеристиками невозможно, так как уровень технологий в радиоэлектронной сфере недостаточно развит для этого. Несмотря на всё это, инженеры именно ОКБ Сухого стали по собственной инициативе работать над экстерьером нового сверхзвукового Су-27.
В качестве технических требований, которые предъявлялись к машине, были лётные параметры F-15 плюс 10% ко всем характеристикам. Летательный аппарат должен был отлично маневрировать, развивать большую скорость на марше, нести тяжёлое вооружение, иметь хорошую максимальность дальность беспосадочного полёта, а также современный комплекс радиоэлектронного оборудования.
ПО ТЕМЕ — Владимир Путин на открытии МАКС-2021 заявил о большом потенциале развития российской авиации
В 1972 году проводится несколько заседаний по поводу новой разработки. В них участвовали инженеры конструкторских бюро Сухого, Микояна и Яковлева. После проведения брифингов ОКБ Яковлева было решено не допускать к дальнейшим работам. «Микояновцы» в том же году предложили новую концепцию — конструировать сразу два аппарата: истребители лёгкого и тяжёлого класса. Также планировалось сделать их оснащение наиболее унифицированным. Такое решение должно было минимизировать расходы на запуск машины в серию и сократить временные затраты на производство. Такую же концепцию принимают и зарубежные «партнёры». В качестве лёгкого самолета был принят F-16, а тяжелого — F-15.
Новые самолёты «Су» обозначались под индексом Т-10. Проект в виде эскиза был готов уже в 1975 году, а первое испытание состоялось весной 1977 года. В промежутке с 1977 г. до 1979 г. было изготовлено несколько испытательных моделей. Их полёты показали, что машина находится в очень «сыром» виде, а тактико-технические характеристики не дотягивают до требуемых. Кроме того, новый истребитель уступал американской машине практически по всем показателям. Помимо этого конструкторы столкнулись с массой проблем, связанных с работой радиолокационной системы. Было два варианта решения проблемы: создать новый проект или довести «до ума» существующий. Руководство ОКБ остановилось на первом варианте.
За короткое время был разработан новый концепт, который получил название Т-10С. Весной 1981 года аппарат был поднят в воздух. Он имел трапециевидное крыло и совершенно иное расположение силовых установок. Передняя стойка шасси и система торможения также получили иное расположение. Были осуществлены и другие существенные модификации.
В этом же году машина поступает в серию, хотя официально все испытательные мероприятия окончились в 1985. Серийное производство осуществлял авиационный завод в Комсомольске-на-Амуре. Также официальное принятие машины на вооружение армии состоялось в 1990 году. Это стало возможным после финального устранения всех недочётов.
Компоновка сверхзвукового самолёта Су-27
Машина имеет интегральную схему. Фюзеляж плавно переходит в крылья, образуя единую конструкцию. В самолётах Су-27 подъёмную силу образуют не только крылья, которые имеют большую стреловидность, но и фюзеляж. Это существенно увеличивает тактико-технические параметры на больших углах атаки и сверхзвуке. На истребителе имеется вертикальное «оперение» с двумя килями, а горизонтальное — выполнено по цельноповоротной схеме. На передней кромке крыла, которое оснащено флаперонами и носками с двумя секциями, угол стреловидности достигает 42°.
Условно корпус реактивного самолёта Су можно разбить на несколько частей:
- В передней вмонтирована радиолокационная система, электронное оснащение, стойка шасси, фонарь. В кабине пилотируемого аппарата расположено катапультируемое кресло модели К-36ДМ. В двухместных моделях истребителей они расположены по тандемной схеме;
- В середине располагаются основной центроплан крыльев, который отвечает за стабильность и прочность конструкции, топливные отсеки, боевой отсек основного вооружения, щиток воздушного тормоза. Тут также расположены две стойки шасси;
- В хвосте находятся две силовые установки, комплект тормозных парашютов и основной лонжерон с баком для горючего.
Шасси имеет три опорных стойки с передним расположением одной из них. Такое расположение дает оптимальную устойчивость при взлёте и посадке. Все три механизма оснащены одним колесом, а при полете они убираются непосредственно в фюзеляж и в центроплан.
В качестве двигателей применяются две двухконтурные силовые установки ТРДДФ АЛ-31Ф с форсажной камерой, которая позволяет двигаться непродолжительное время на форсаже.
В топливную систему входят пять баков, которые суммарно вмещают в себя 9,4 тонны горючего. Благодаря этим параметрам аппарат имеет большой радиус боевых действий, а максимальная дальность полёта без дозаправки равняется 3.900 км.
В систему навигации и пилотирования входят:
- инерциальная система курсовертикали;
- авиационный ответчик СО-72;
- высотомер;
- органы управления и информационные приборы;
- радиочастотный компас;
- навигационная система «Радикал»;
- бортовой процессор «Манёвр».
Комплекс защиты истребителя состоит из оснащения для обнаружения облучения с земли или с воздуха, а также оборудования для выброса помех. Имеется также комплекс РЛПК-27 «Меч», индикационное оборудование СЕИ-31, оснащение для эффективного распознавания воздушных или наземных целей, система управление огнём. Воздушные объекты в передней части аппарата могут быть обнаружены на расстоянии до 100 тыс. м, в задней — до 40 тыс. м. Машина одновременно способна вести несколько целей, с возможностью атаки только одной из них. Параллельно с РЛПК-27 задействована электронная оптическая система ОЭПС-27. В её состав входит тепловой пеленгатор и дальномер, работающий на основе лазерной технологии.
Вооружение самолёта Су-27
Су-27 имеет в переднем правом наплыве 30-миллиметровую авиационную пушку ГШ-301. Её боекоплект рассчитан на 150 выстрелов. Также истребитель имеет различное ракетное вооружение разных классов. Летательный аппарат имеет 10 точек крепления подвесного оборудования. Боевая нагрузка составляет 6 тыс. кг, что довольно неплохо для этого поколения истребителей.
Реальное и боевое применение самолёта Су-27
Первые серийные образцы техники стали поступать в армейские подразделения в 1984 году. Западные «партнёры» впервые заговорили о Су-27 из-за неприятного происшествия над Баренцевым морем. Тогда столкнулись наш истребитель и патрульный самолёт Норвегии. Обе машины не получили существенных повреждений и самостоятельно вернулись на свои военные аэродромы. До развала СССР основная часть боевых летательных аппаратов Сухого с обозначением «27» стояли на вооружении войск противовоздушной обороны. Также достаточно долго эта машина считалась одной из лучших в мире, благодаря высоким показателям маневренности. Ее часто можно было встретить на самых престижных авиасалонах. Она способна выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа. Это завораживало зрителей и зарубежных конструкторов.
После развала СССР Су-27 вошёл в состав основных истребителей ВВС (сейчас — ВКС) Российской Федерации. На сегодня, по разным подсчётам, насчитывается около 400 единиц этих моделей. На основе базового Су-27 конструкторами было создано множество разных модификаций. Естественно все они намного совершеннее своего предшественника и относятся уже к поколению 4++.
В реальных боях российские истребители Су-27 участвовали не часто. Одна единица была сбита во время Грузино-Абхазской войны 1992-1993 годов. Несколько единиц техники были задействованы в ходе Операции по принуждению Грузии к миру в 2008 году. Также ВВС Эфиопии применяли самолёты Су-27 во время непродолжительной войны с Эритреей.
ПО ТЕМЕ — «Ястребы» неугомонные — над Охотским морем Су-30СМ перехватил американский самолёт-разведчик
В истории истребителей двух сверхдержав Су-27 и F-15, по официальным данным, не было ни одного реального боя. Несмотря на это, проводились учебные бои. Во время учений российская машина на ближних дистанциях показывала превосходство за счёт лучшей манёвренности и тяговооруженности. Однако на больших расстояниях авионика «американца» выглядит эффективней. Это было заметно и во время американских и индийских учений Соре India 2004. F-15 тогда потерпели поражение в большинстве учебных боев. Пилоты Индии старались приблизиться на минимальное расстояние к своим противникам и использовать все преимущества маневренности самолета.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта Су-27
Длина | 21,9 м |
Высота | 5,9 м |
Масса незагруженного самолёта | 16,3 т |
Масса стандартная взлётная | 22,5 т |
Масса максимальная взлётная | 30 т |
Силовая установка | 2хТРДД АЛ-31Ф |
Максимальная тяговое усилие без использования форсажа | 2*74,53 кН |
Максимальная тяговое усилие с использованием форсажа | 2*122,58 кН |
Максимальная скорость | 2.500 км/ч |
Практический потолок | 18.500 м |
Практическая дальность | 3.680 км |
Основное оружие | 30-миллиметровая авиационная пушка ГШ-301; 10 узлов подвески, которые в сумме могут брать на себя 6 т полезного вооружения. |
Военный самолёт МиГ-29
Истребитель МиГ-29 — один из самых эффективных самолётов, выпущенных в советское время. МиГ-29 до сих пор считается одной из наиболее распространённых моделей летательных аппаратов в мире. Во время его активного производства было выпущено немногим более 1.600 единиц. Машина состояла на вооружении в зарубежных странах и даже у «натовских» союзников. Самолёт МиГ-29 уникален за счёт своих тактико-технических характеристик. Он способен выполнять самые сложные фигуры высшего пилотажа, работать под большим углом атаки, резко менять направление полёта, что нашим западным «партнёрам» в то время было недоступно.
Все эти качества потребовали долгой и скрупулезной работы конструкторов.
История создания самолёта МиГ-29
В 1969 году среди наиболее перспективных КБ было проведено конкурсное мероприятие на создание нового фронтового истребителя. В нём участвовали конструкторские бюро Сухого, Микояна и Яковлева. Модель по техническому заданию должна была развивать скорость выше звукового порога в два раза, иметь большой боевой радиус, манёвренность, способность нести тяжёлое оружие, иметь небольшой разбег при взлёте. А также — простые, неприхотливые в работе силовые установки.
ПО ТЕМЕ — В России разработаны электродвигатели, способные поднять летательный аппарат весом в тонну
Спустя некоторое время стало понятно, что разработка и производство перспективного фронтового истребителя (ПФИ) обойдется ВВС СССР слишком дорого. Исходя из этого, решили разрабатывать два варианта ПФИ: лёгкую и тяжёлую модификации. Первый вариант стало разрабатывать КБ Микояна, второй — КБ Сухого. К разработке первых эскизных проектов приступили в 1974 году. Первый испытательный полёт «Продукта №9» (такое внутреннее обозначение получила модель ЛПФИ МиГ-29) состоялся в 1977 году.
Запуск аппарата в серию из-за потери нескольких прототипов состоялся лишь в 1982 году на московском авиационном заводе №30. Летом 1983 года уже серийные модели МиГ-29Б поступают в соединения ВВС. В 1984 году с успехом завершились все финишные испытания, и самолёт прошел госприемку. По данным за 1985 года было полностью укомплектовано новыми легкими фронтовыми истребителями два авиационных полка.
В 1988 году модель ПФИ была показана широкому кругу зрителей на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания). Тогда западные СМИ были поражены тактико-техническими характеристиками МиГ-29.
ПО ТЕМЕ — Танки России: Армата Т-14, Т-90 и другие современные танки на вооружении
Силовая установка, состоящая из двух двигателей РД-33, показывала уникальные возможности. Самолёт взлетал с небольшого разбега и имел высокую манёвренность.
МиГ-29 на авиасалоне во Фарнборо (Великобритания) в 1988 году
Самолёт поставлялся во многие страны мира, поэтому конструкторами было создано немало экспортных вариантов, в том числе и для палубной авиации. Сегодня модификации МиГ-29К и МиГ-29КУБ производятся в Подмосковье на РСК «МиГ».
Вооружение самолёта МиГ-29
Самолёт имеет авиационную пушку ГШ-301 калибром 30 миллиметров. Под крыльями находятся шесть точек подвеса для разного типа оружия, в том числе авиабомб массой 250 кг или 500 кг. Машина может применять ракеты разного класса, например, Р-27Р, Р-60М и Р-73 для поражения противника на земле и в воздухе. Под крыльями на повесах могут крепиться два блока для неуправляемых авиационных ракет С-8 и другое современное вооружение.
Тактико-технические характеристики (ТТХ) самолёта МиГ-29
- Размах крыла составляет 11,36 м;
- Длина корпуса, учитывая штангу приёмника воздушного давления для дозаправки в воздухе, равняется 17, 32 м;
- Высота — 4,73 м;
- Масса незагруженного аппарата — 10,9 т;
- Площадь крыла — 38,06 м²;
- Максимальная взлётная масса — 18,1 т;
- Средняя взлётная масса — 15,3 т;
- Запас топлива — 4,3 тыс. литров;
- Дополнительное горючее в подвесных баках — 1,5 тыс. литров;
- Силовая установка — два двигателя ТРДДФ РД-33 с форсажной камерой;
- Максимальное тяговое усилие — 2*5040 кгс;
- Тяга при форсаже — 2*8300 кгс;
- Максимальная скорость на достаточном удалении от земли — 2.450 км/ч;
- Максимальные скоростные характеристики у земной поверхности — 1/500 км/ч;
- В состав экипажа входит один человек;
- Практический потолок — 18 км;
- Практическая дальность на большой/малой высоте – 1.430/710 км;
- Практическая дальность с использованием подвесных баков увеличивается до 21 км;
- Максимальная скорость подъёма — 19,8 км в минуту;
- Перегрузка при экстремальной эксплуатации может достигать 9G.
Военный самолёт Су-57
В 2019 году на авиасалоне МАКС-2019 был показан первый вариант для экспорта Су-57Э и другие новейшие военные самолёты России. Многие страны мира признали летательный аппарат привлекательным по тактико-техническим характеристикам и стоимости.
Первый полноценный прототип появился в далёком 2004 году. Тогда инженеры работали над созданием самолета 5-го поколения. Перспективный авиационный комплекс фронтовой авиации (ПАК ФА) Т-50 впервые поднял в воздух летчик-испытатель С.Л. Богдан. Тогда он провёл в воздухе чуть меньше часа.
ПО ТЕМЕ — Представлена фотография новейшего российского военного самолёта
В 2018 году Президент России Владимир Путин дал указания о покупке пока 76 единиц истребителей этого класса. На сегодняшний день все государственные испытания успешно завершены, самолёт пошёл в серию и постепенно поступает в воинские подразделения ВКС Российской Федерации.
Характеристики (ТТХ) самолёта Су-57
О тактико-технических этой модели судить очень сложно, так как большинство из них имеют гриф секретности. Однако, если сравнивать боевой комплекс с другими моделями, то можно сказать, что Су-57 по размаху крыльев немного меньше своего собрата Су-27, но однозначно шире своего потенциального противника F-22.
В качестве силовой установки используется двухконтурный турбореактивный двигатель АЛ41-Ф1 «первого этапа» с форсажной камерой и управляемым вектором тяги (изделие 117). Зимой 2017 года успешно прошли испытания ПАК ФА Т-50 с новым двигателем под названием «Изделие 30».
В авионике присутствуют самые современные модели радиолокационного оборудования. Например, РЛС самолёта Су-57 имеет пять антенн, которые дают пилоту хорошие информативные данные.
Сама конструкция планера и его покрытие обеспечивает самолёту Су-57 малую заметность для радаров противника. Фюзеляж имеет плавные формы без прямых углов, а защитные материалы хорошо поглощают радиоэлектронные сигналы.
В кабине пилота расположены два универсальных многофункциональных индикатора МФИ-35. Дополнительную информацию о полёте, воздушных целях и прочее, пилот может получать на широкоугольной коллимационной системе, а также на визоре шлема.
Новый военный самолет России 2021 Су-57 оснащён авиационной пушкой 9-А1-4071К калибром 30 миллиметров, которая является модификацией одноствольной авиапушки ГШ-301. Это изделие было разработано «Конструкторским бюро приборостроения им. академика А.Г. Шипунова» в городе-герое Туле ещё в 80-е годы прошлого века.
Военный самолёт Су-75
На международном авиасалоне в Дубае в 2021 году Россия взорвала публику, представив самолёт будущего — Су-75 Checkmate заслонил даже раскрученные бренды Boeing и Airbus. Государственная корпорация «Ростех» позиционирует новейший летательный аппарат, как лёгкий тактический самолёт.
ПО ТЕМЕ — Владимир Путин на МАКС-2021 изучил новейший одномоторный истребитель Ростеха
Конструкция планера похожа на уже вышедший в серийное производство Су-57. По неподтвержденным данным, Су-75 Checkmate будет способен развивать максимальную скорость в 2,2 тыс. км/ч, а боевой радиус будет ровняться 1,5 тыс. км, что на 350 км больше, чем у его потенциального противника F-35.
Одним из основных новшеств Су-75 является совершенно новая система наведения и управления огнём. Благодаря этому самолёт способен сопровождать сразу несколько десятков целей, «стрелять назад», обеспечивать поддержку беспилотных летательных аппаратов (БПЛА), обмениваться данным о ведении боя с другими звеньями. Сообщается, что Су-75 будет выпускаться в нескольких вариантах для решения различных задач.
Су-75 Checkmate ЛТС и БПЛА — Промо Дубай Авиашоу 2021
Большинство ТТХ пока не известно, но время покажет, насколько хорошим получился самолёт у Российских конструкторов. Сегодня пока можно только предполагать и сравнивать его с другими моделями фронтовой авиации.