Воздвиженье Креста Господня
Крест — главная святыня православного человека, сопровождающая его от святого Крещения до отпевания и захоронения. С Крестом рождаемся в духовную жизнь, с Крестом уходим из этой жизни в жизнь вечную.
Крест венчает православные Храмы. На Руси всяк, проходящий мимо кланялся и крестился, мужики снимали картузы, били поклоны. Сейчас традиция креститься на церковные купола с крестами возрождается. Уже можно увидеть в транспорте или на улице людей, осеняющих себя крестом при проезде/проходе мимо церкви.
Тот, кто бросает крест на землю, оскверняет его — борется с самим Христом, с его Божественным Воскресением.
Апостол Павел сказал: «Сло́во бо крⷭ҇тное погиба́ющымъ оу҆́бѡ ю҆ро́дство є҆́сть, а҆ спаса́ємымъ на́мъ си́ла бж҃їѧ є҆́сть…мы́ же проповѣ́дꙋемъ хрⷭ҇та̀ ра́спѧта, і҆ꙋде́ємъ ᲂу҆́бѡ собла́знъ, є҆́ллинѡмъ же безꙋ́мїе, самѣ̑мъ же зва̑ннымъ і҆ꙋде́ємъ же и҆ є҆́ллинѡмъ хрⷭ҇та̀, бж҃їю си́лꙋ и҆ бж҃їю премⷣрость».
(«Слово о кресте для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, — сила Божия… Мы проповедуем Христа распятого, для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие, для самих же призванных, Иудеев и Еллинов, Христа, Божию силу и Божию премудрость», 1-ое послание Коринфянам Ап.Павла 1:18,23–24).
Праздник Воздвиженья Креста
Воздвиженье Честного и Животворящего Креста Господня, отмечаемое 27 сентября относится к двунадесятым, т. е. особо почитаемым 12-ти праздникам, посвящённым Иисусу Христу и Богородице Деве Марии.
Праздник учреждён в память обретения Голгофского Креста во времена римского императора Константина (примерно в 326 г.) и его возвращения в VII веке из Персии греческим императором Ираклием. Объединены два события в один праздник Воздвиженьем, т. е. поднятием Креста перед народом.
Праздник состоит из предпразднства (27 сентября), семи дней попразднства и 4 октября отдание праздника, в этот день также проходит торжественное богослужение.
С обретением Голгофского Креста связано несколько версий. По двум из них, он был найден вместе с двумя другими крестами под разрушенным святилищем Венеры, по одной версии Иерусалимским епископом Макарием, по другой — царицей Еленой вместе с патриархом Макарием. По третьей версии, Крест обретался дважды. Сначала женой императора Клавдия II Протоникой, был спрятан и вновь обретён в IV веке.
Церковью принята версия о нахождении Животворящего Креста царицей Еленой, матерью Константина. А Животворящим его нарекли после воскрешения мертвеца (в версии с царицей Еленой) или излечения больной женщины (в версии с епископом Макарием), к которым поочерёдно прилагали три найденных креста для определения подлинности. Вместе с крестами была найдена табличка: «Иисус царь Иудейский» и 4 гвоздя.
Для всеобщего обозрения вновь обретённый Голгофский крест был поднят — Воздвигнут. С этого времени и начали отмечать праздник Воздвиженья.
Служба в это день начинается с каждения и троекратных земных поклонов служащим священником Кресту, стоящему на аналое.
После пения праздничного тропаря: «Кресту твоему поклоняемся, Владыко, и Святое Воскресение Твое славим», все прихожане кладут три земных поклона. Поклонится Кресту можно будет до праздника Отдания.
С этого дня осень вступает в свои права: «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает».
День это постный, пост строгий. На Руси говорили: «Кто не постит Воздвиженью — Кресту Христову, — на того семь грехов воздвигнутся!»
И ещё немного о Кресте.
Именно с Дня Воздвиженья Креста Господня началась искупительная миссия Марии Магдалины. Она не смогла за свои грехи попасть на праздник в церковь и только дав обет Богородицы, смогла перешагнуть порог.
В этот день император Ираклий не смог внести Крест в храм в царском обличье, что‑то ему препятствовало. И только поменяв царские одежды на простое платье, он смог зайти в Храм.
14 августа церковь отпраздновала Изнесение (неверный перевод: происхождение) Честных древ Животворящего Креста Господня.
Почему говорят об изнесении Креста? В Константинополе Крест раз в год выносили для изнесения (прохождения) по улицам города для освящения и против болезней, а затем выставляли в Храме Святой Софии. В этот день красиво украшенный Крест ставится по центру церкви для поклонения.
Почему Честное древо?
Царица Елена разделила Крест на несколько частей, одну из которых привезла в хранилище в Константинопль. Поэтому Честные (часть) Древа Креста Господня.
Самая большая частица Животворящего Креста находится в Иерусалиме в Храме Гроба Господня. В России частички Животворящего Креста находятся в Александро-Свирском монастыре, Сергиево-Троицкой Лавре, а также в храмах и монастырях городов: Нижний Новгород, Екатеринбург, Смоленск, Псков, Калуга, Великий Новгород, Великий Устюг и других.