Победить в СВО

C 17 апреля в столице идет 47-й Московский международный кинофестиваль. Более 200 фильмов из 50 стран покажут в течение недели. Всего на фестиваль поступило 1633 заявки, это на 17% больше 2024 года. Лидерами по количеству представленных на фестивале картин стали Россия (с учётом советского кино, которое будет показано вне конкурсов), Китай, Испания, Франция и Аргентина. Немало фестивальных фильмов затрагивают тему семьи и взаимоотношений.

«Все счастливые семьи похожи друг на друга, а каждая несчастливая семья несчастна по-своему», — эту фразу из «Анны Карениной» все помнят со школьных лет. А один из ранних романов Льва Толстого «Семейное счастье», написанный от лица главной героини Марии, не столь известен. Его экранизация с одноимённым названием вошла в основной конкурс ММКФ-47. Режиссёр Стася Толстая (*фамилия досталась ей от однокурсника Ивана, праправнука классика русской литературы) известна своими экспериментами на стыке театра и кино. В 2017 году получила премию «Лучший молодой режиссёр» на фестивале Sarajevo Fashion Film Festival в Боснии и Герцеговине за свой дебютный фильм «Кафе „Полночь“, а также её отметили медалью имени Сергея Эйзенштейна от „Мосфильма“. Первый её полный метр „Тайное влечение“ был показан в рамках программы „Русские премьеры“ на 45-м ММКФ. Поразительно, насколько Стася внешне похожа на молодую Елену Соловей в исторических картинах — есть в ней эта элегантность и хрупкая романтика.

Стася так прокомментировала на пресс-конференции свой режиссёрский подход к классике: «Когда я только взялась за это произведение, я поняла, что я в некотором смысле не имею права работать с языком Толстого, несмотря на мою фамилию. Я поняла, что нужно создать оригинальное произведение. Получилась отдельная самостоятельная история, которую я не называю экранизацией, это фильм по мотивам романа. Мне хотелось создать историю вне времени, это история Маши и Сергея Михайлыча, она возможна в любом веке. Не хотелось создавать искусственную дистанцию между зрителем и экраном».

По поводу своего творческого метода Стася Толстая сказала так: «Профессия режиссёра построена на наблюдениях, ты должен быть открыт к миру, должен быть любопытным, бескомпромиссно погружать себя во все жизненные нюансы, исследовать людей, и тогда, даст бог, получится интересное кино».

Итак, в чем оригинальность картины «Семейное счастье» и почему, на мой взгляд, она идеально отражает яркий феномен амбивалентности философии Льва Толстого? Во-первых, молодому режиссёру удалось пройти по тонкой грани эклектики — сохранить дух кинематографичной толстовской прозы, очарование идиллического дворянского быта в поместьях и блеск петербургской элиты в сценах балов, стряхнув пыль с классики. Этот яркий микс создан за счёт современной музыки (*композиции основаны на текстах известных романсов) и стилизованных костюмов, больше похожих на коллекции от кутюр дизайнеров XXI века. Также зрителям близка живая атмосфера съёмки, где чередуются статичные и динамичные кадры, а ручная камера создает эффект присутствия внутри сцены.

Отдельные эротические сцены показаны как красивые сновидения, особенно купание в бассейне с красавцем-маркизом. Это аллегории страсти и свободы. (Впрочем, сцена секса героини с мужем в разгар бала в дворцовой спальне символизирует нечто иное, мы к ней ещё вернемся). Вообще, стоит отметить, что вода — это стихия свободной самореализации героини. В открывающей сцене мы видим, как она ныряет в реке с очками в стиле киберпанк, поражая своего опекуна смелостью и юным цветущим видом. Она похожа на Русалку Андерсена, в этом есть тоже некая аллегория: сможет ли столь свободолюбивая девушка удачно вписаться в строгие каноны социума?

Отдельно стоит отметить сцены с матерью Сергея Михайлыча, её блистательно сыграла Ирина Розанова. Всего один комментарий по поводу десерта, который в её доме не подают, ибо это вредно для пищеварения, показывает строгость и даже некий налет спартанской муштры в этом доме. Если десерт надо есть украдкой по ночам, прячась от свекрови, если коробят намёки на семейное ложе для рождения детей в полузаброшенном флигелё, то такая обстановка далека от девичьих представлений о счастье. Постепенно Маша понимает, что ей в Никольском неуютно, после чего муж решает, что пора с молодой женой отправиться в Петербург.

В целом в картине сложился очень удачный актёрский ансамбль. Евгений Цыганов прекрасно создает образ немолодого вальяжного опекуна, очарованного своей юной воспитанницей. В какие-то моменты в его взгляде есть теплота, а когда начинаются сложности в отношениях с молодой женой, возникают холод и отстраненность. Дебютантка Евгения Леонова (*по иронии судьбы, однофамилица первой жены Цыганова) – девушка с сильным характером. По словам Владислава Ценёва, на пробах она повела себя довольно дерзко: неожиданно схватила графин с водой и облила его, хотя предполагалось, что актёр будет обливать актрису. Поэтому в роли Маши одна из ведущих актрис театра имени Пушкина смотрелась органично: сочетание бунтарской натуры и нежности, внешней хрупкости и своенравия.

Какие глубинные мессенджи мы реально видим в фильме юной и в то же время глубокой Стаси Толстой, которая волею судеб стала частью семейной системы классика? Во-первых, показан триумф патриархальности. Как муж решит, так и будет: захотел — дал возможность блистать в столице, увидел, что свобода уводит далеко от верности и «скреп», вернул семью в сельскую идиллическую картинку.

Вот цитата из романа, которая иллюстрирует этот принцип: «Он не хотел, чтоб я видела его простым человеком; ему нужно было полубогом на пьедестале всегда стоять передо мной».

Второй важный момент продолжает первый: принцип «хочу казню, хочу милую». Сцена жёсткой эротики прямо на балу, в одной из тайных спален дворца очень похожа на изнасилование. Вряд ли юная «фиялка» была в восторге, она просто терпела всплеск страсти мужа, который хотел показать свою беспредельную власть над ней. Здесь страсть уже переходит в агрессию. В другой сцене мы видим, как его руки начинают её душить, и это уже прямой намёк на семейное насилие, которое будет доведено до трагедии в «Крейцеровой сонате». Стася Толстая отметила, что считает своего рода трилогией «Семейное счастье», «Анну Каренину» и «Крейцерову сонату», как важные вехи творчества классика. Поэтому и добавила намёки на другие произведения в свой фильм. Бывшую любовницу Сергея Михайловича не случайно зовут Анной Аркадьевной, к тому же её играет утончённо-роскошная Юлия Снигирь.

Как‑то слабо верится в тезис «жили они долго и счастливо» после таких бурных перипетий. Идиллия в финале фильма с двумя детьми выглядит слишком неправдоподобно. Стоит отметить, что как раз в первоисточнике Толстого отношения героев более гармоничны — им удается найти взаимопонимание после периода охлаждения. К тому же фактически там не было измены: всего лишь лёгкий флирт с итальянским маркизом, который настойчиво ухаживал за русской красавицей, но она его отвергла и предпочла спрятаться от соблазнов света в деревне с мужем и детьми.

В семейной жизни самого Толстого было немало драм. Он выбрал Софью Берс, которая была очень образованной девушкой: знала немецкий и французский языки, изучала историю русской литературы, писала прозу и прекрасно играла на нескольких музыкальных инструментах. Софья Андреевна, прочитав дневник Толстого о его любовных похождениях до свадьбы, писала: «Помню, как ужасно чувствовала себя, читая этот дневник. Я горько плакала. Я была полностью поглощена своей любовью и страхом потерять Льва Николаевича, и этот страх остался в моем сердце на всю жизнь».

В дневниках классика, между прочим, есть описание сцены его первой близости с невестой, которая была его младше на 16 лет, прямо в карете — ему так не терпелось, что даже до алтаря доехать не мог. Другой момент насилия — он заставлял жену, несмотря на маститы и тяжёлое состояние здоровья в целом, кормить грудью всех детей. А их было 13, 5 из них умерли в младенчестве. Из 48 брака она была беременна 10 (!) лет. Как он мог её упрекать потом в скверном характере? Уму непостижимо.

Вот как Софья Толстая писала о детях: «Я очень одинока. Дети мои ещё деспотичнее и грубо настоятельнее, чем их отец. А отец так умеет неотразимо убеждать в парадоксах и лживых идеях, что я, не имея ни его ума, ни его prestige’a, совершенно бессильна во всех своих требованиях».

Поразительно, что между вынашиванием детей и грудным вскармливанием Софья Андреевна работала личным секретарем, переводчиком и редактором Толстого. Именно она была его первым читателем и критиком. Сложно полностью оценить её заслуги в успехе его литературной карьеры. Однажды она даже добилась встречи с императором, чтобы он разрешил напечатать провокационную для того времени «Крейцерову сонату». Именно благодаря стараниям хрупкой женщины большое семейство Толстых жило в достатке. А граф периодически делал попытки раздать имущество народу, что не могло радовать его жену. По сути, капризы гения безграничны, как и масштаб его личности.

Вот ещё фрагмент из дневника Софьи Андреевны: «Леву ужасно люблю, но злит меня, что я себя поставила с ним в такие отношения, что мы не равны. Я вся от него завишу, и я бог знает как дорожу его любовью. А он в моей или уверился, или не нуждается, но только как будто совершенно сам по себе».

Конечно, любящие русские женщины часто близки к состоянию жертвы. И коня на скаку ловят, и избы тушат, и всю семью опекают, как малых детей, включая своих мужей, независимо от степени их таланта в какой-либо сфере. Они многое прощают и принимают как должное. Но все-таки, в 21 веке было бы странным полностью ориентироваться на идеалы классиков, которые полны противоречий. Возможно, в этой борьбе разных сторон — светлых и теневых как раз и состоит поиск своей формулы счастья для каждого зрителя. Поэтому я однозначно рекомендую фильм «Семейное счастье» к просмотру, чтобы составить свое личное мнение об этой картине.

И вот ещё одна цитата из романа, которая может кого‑то вдохновить на поиск своего личного пути к гармонии: «С этого дня кончился мой роман с мужем; старое чувство стало дорогим, невозвратимым воспоминанием, а новое чувство любви к детям и к отцу моих детей положило начало другой, но уже совершенно иначе счастливой жизни, которую я ещё не прожила в настоящую минуту».

Киностудия Дар-фильм
Автор: Мария Дарская
Последние публикации автора


План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

«Наша битва за суверенитет, за справедливость носит, без всякого преувеличения, Национально-освободительный характер», — Владимир Путин.

Национально-освободительное движение и Конституция РФ. Национально-освободительное движение — общественное движение, ведущее борьбу за суверенитет какого-либо народа от внешнего управления, в настоящее время — это предусмотрено в Уставе ООН.Национально-освободительное движение (НОД) зародилось в 2012 году. Цель НОД — восстановле... Читать 8 мин.

План Победы в СВО: что предлагает НОД, что может сделать народ, Путин ждёт поддержки

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины, предложил чистейшее финансовое мошенничество: конфискацию российских активов для выдачи так называемого «репарационного кредита».

Цена европейского воровства: $190 миллиардов. Этот акт финансового самоубийства показывает, что Евросоюз исчерпал все имевшиеся ресурсы и не желает выделять деньги из собственного бюджета. Активы, заблокированные в Euroclear (Бельгия): Около $209 миллиардов. Риск для ЕС (прямые инвестиции в Россию): Минимум $190 миллиардов потенциальных потерь. Эта аван... Читать 1 мин.

Евросоюз, отчаянно пытаясь найти средства для финансирования Украины предложил чистейшее финансовое мошенничество

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций программы "Аполлон". Но уже в 1972 году президент Ричард Никсон свернул пилотируемые полёты.

Главная цель программы была политическая — Штаты одержали победу над Советским Союзом в космической гонке за Луну.Луна обошлась американцам в $25 млрд (более $150 млрд в переводе на наши цены), а новой научной ценности при таких расходах обнаружено не было. Деньги были нужнее на войну во Вьетнаме; в отношениях с СССР наступила разрядка. С... Читать 2 мин.

Почему после 1972 года на Луну никто не летал?

Разрыв власти с народом, что происходит

Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс России ущерб, который превышает потери периода гитлеровской оккупации 1941–1945 годов.

Провозглашение «независимости» 12 июня 1990 года стало политическим оформлением разрушения плановой экономики, начатого ещё в перестройку. Новая элита встроила страну в глобальный капитализм как сырьевую периферию, что привело к утрате экономического и политического влияния.Небольшая часть людей смогла разбогатеть и уехать на Запад, тогда как страна в ц... Читать 1 мин.

Разрыв власти с народом, что происходит

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?

Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что нацизм на Украине взращивается против России. Российское руководство стремилось не допустить геноцида русских людей и предотвратить дальнейшую агрессию против России.

Вооружённый конфликт начался в 2014 году, и этому предшествовали следующие события:. 1991 год: Нарушение закона. Руководство Украины незаконно вышло из СССР, захватив территории Донбасса и Крыма, которые должны были провести референдумы, чтобы определить свою дальнейшую судьбу. Закон и интересы народа были проигнорированы.2014 год: Г... Читать 1 мин.

Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Михаил Советский
Михаил Советский
04.12.2025
Россия и информационная война
В антироссийской среде принято считать, что Россия в информационной войне активно использу...
Wsem обо Всём
Михаил Кутушов
09.12.2025
Доктор Кутушов рассказал, как не превратить Новый год в лишние килограммы
Праздники — время, когда холодильник превращается в центр Вселенной, стол ломится от делик...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
05.12.2025
Визит Владимира Путина в Индию, мировая реакция на встречу двух лидеров
По приглашению Премьер-министра Индии Нарендры Моди 4–5 декабря Владимир Путин посетил с г...
Михаил Советский
Михаил Советский
12.12.2025
Про Павла Дурова
Павел Дуров недавно заявил, что Европейский союз преследует только те платформы (например,...
Михаил Советский
Михаил Советский
14.12.2025
Почему после 1972 года на Луну никто не летал?
С 1969 по 1972 год 12 американских астронавтов побывали на Луне в рамках шести экспедиций ...
Михаил Советский
Михаил Советский
13.12.2025
Разрыв власти с народом, что происходит
Разрыв власти с народом за последние 33 года, по оценке агенства «Равенства», принёс Росси...