В России принят закон, согласно которому с 1 сентября 2025 года вступают новые правила приема студентов в вузы на платной основе. Правительство будет регулировать стоимость обучения, количество платных мест с учётом качества образования, аккредитации вуза и уровня трудоустройства выпускников, а также определять перечень специальностей и направлений подготовки, по которым будет определяться предельное количество мест для платного обучения.
Решение назрело
Реформа высшего образования прежде всего обусловлена объективными тенденциями развития современной российской экономики. После введения санкций странами Евросоюза обнажились проблемы в реальном секторе экономики, что потребовало внесения корректировок во все сферы жизни, включая и систему образования. В целом, предлагаемые меры являются обоснованными и с учётом ситуации на рынке труда и продолжающимся низким уровнем безработицы, и нехваткой многих специалистов важных для развития национальной экономики. Поэтому решение при выборе направления обучения и самих образовательных организаций должно быть более осознанным и обдуманным.
К изменениям надо готовиться всем
После выхода страны из Болонской системы вступающий в силу с 1 сентября 2025 года закон о регулировании правительством приема студентов в вузы на платной основе является одним из самых существенных и заметных за последние несколько лет, поэтому требует серьёзной подготовки нормативных документов к следующей приёмной кампании и соответствующих разъяснений. Но готовиться к ожидаемым изменениям должны не только образовательные организации, но и абитуриенты и их родители, так как, очевидно, что в будущем ужесточится конкурс при поступлении на платные места особенно на престижных направлениях подготовки. Проходной балл может возрасти. Радует, что государство обещает регулировать стоимость платного обучения.
Возможно, высшее образование перестанет быть массовым. Проводимая реформа скорее всего негативно отразится на частных вузах, которые функционируют за счёт платников, обучающихся на модных специальностях, самостоятельно определяя ценовую политику и число зачисленных студентов. Зато в более выгодном положении могут оказаться вузы в регионах, которые лучше чувствуют экономическую ситуацию и рынок труда в регионе. Ведущие столичные вузы в последние годы привлекает активную и амбициозную молодёжь (по данным профильного министерства, Москве количество поступивших в вузы 2017–2024 гг. увеличилось с 203 тыс. человек до 335 тыс. человек; рост за счёт обучающихся на платной основе на 87,5%), которая благодаря ЕГЭ и дополнительным баллам за призовые места в олимпиадах и другие индивидуальные достижения имеет возможность поступать на бюджетные места. Как правило, родители стараются помочь детям получить ВО в ведущих вузах в надежде на то, что это позволит не только получить качественное образование, но и возможность гарантированно трудоустроиться по окончании обучения. Вероятно, установленные ограничения по количеству зачисленных студентов на платной основе приведут к росту среднего проходного балла в ведущие вузы.
Влияние квоты для участников СВО
Предоставление льгот участников СВО и членов их семей для обучения в вузах и колледжах в рамках отдельной квоты в размере не менее 10% от общего объёма контрольных цифр приема по каждой специальности является важным решением со стороны руководства страны. Отдельная квота не приведет к уменьшению количества бюджетных мест и усилению конкурса по общему набору. При поступлении учитываются результаты ЕГЭ и/или вступительных испытаний, а конкурс проходит только с другими участниками квоты. Насколько эффективно будут использованы предоставленные вузами возможности для обучения зависит от мотивации и ответственности учащихся.
Как будущим абитуриентам принять верное решение при выборе профессии?
Ответ на этот вопрос заключается в том, что интересует молодых людей. Важно хорошо ориентироваться в процессах, происходящих на рынке труда. Состояние рынка труда напрямую оказывает влияние на экономику, ускоряя или сдерживая её развитие. Для эффективного развития российской экономики, по утверждению представителей как государственных, так и частных компаний сегодня остро не хватает инженерных и технических кадров. Но несмотря на это большинство выпускников средних образовательных учреждений по-прежнему продолжают выбирать менеджмент, экономические и юридические направления при поступлении в вуз при достаточно серьёзном конкурсе, высокой стоимости обучения и значительной конкуренции данных специалистов на рынке труда. Безусловно, менеджеры, экономисты и юристы и сегодня нужны экономике, но не в таком количестве, как это было 10–15 лет тому назад.
Ориентируясь на актуальные тенденции со стороны рынка труда и государственную политику по реформированию системы высшего образования, вузам необходимо более тщательно проводить профориентационную деятельность, показывая будущим абитуриентам те преимущества, которые перед ними раскрывают технические вузы и СПО, предоставляя бюджетные места по таким важным для развития экономики направлениям как: машиностроение, приборостроение, робототехника, ракетостроение, IT-технологии. Например, в МГТУ имени Н. Э. Баумана в 2025 году количество бюджетных мест по IT — направлениям увеличилось на 38% относительно 2024 года и в целом бюджетных мест в вузе в этом году стало больше на 18%. Более того, целевой набор вырос на 20,6% по сравнению с 2024 годом, что подтверждает заинтересованность со стороны работодателей в специалистах технического профиля. Эти данные позволяют с уверенностью утверждать, что специалист, получивший диплом по техническому профилю, в ближайшее время будет востребован на рынке труда, и, возможно, даже раньше, чем получит диплом об окончании вуза или техникума. Отсюда следует то, что закон о государственном регулировании количества платных мест в вузах — это не система ограничений доступа к высшему образованию, а регулирование платного набора в вузы в зависимости от потребностей экономики в конкурентоспособной рабочей силы, а также необходимости в обеспечении безопасности страны.
Таким образом, предлагаемые меры, с одной стороны, являются явным вмешательством государства в рыночные процессы в сфере образовательных услуг, с другой стороны, — давно назревшими и, будем надеяться, положительными, так как образование — фундамент не только для формирования и развития личности, но и всего государства. При этом проводимая реформа сопряжена со множеством подводных камней, которые мы начнем ощущать уже со следующего года.







