Как компании теряют знания?
Майкл Поланьи (англ физик, философ) в 1966 г. в книге «Неявное измерение», написал, что люди знают больше, чем могут сказать. Соответственно знания были разделены на:
— явные (формализованные, систематизированные), то есть зафиксированные на бумаге в виде чертежей, схем, описания методик и технологий, или на любых других носителях в виде алгоритмов и пр. Такое знание легко можно сохранить и передать другим людям. Практика показывает, что около 20% знаний в компаниях формализованы (то есть записаны и сохранены на каком-либо носителе) и находятся в её активе.
— неявные (скрытые, неформализованные, несистематизированные), то есть опыт, мастерство, навыки, интуиция специалистов. Неявные знания существуют в нейронных структурах мозга специалистов, развиваясь через их профессиональную деятельность, опыт и постоянное совершенствование, самообучение. Такие знания носят личностный характер, их трудно облечь в какую-то явную форму, чтобы передать другим, поэтому с уходом такого ценного и опытного сотрудника из компании, его знания становятся для бизнеса потерянными навсегда. Подобных знаний, выраженных в неявной форме, порядка 80%, это тот объём знаний, который компании теряют, если не умеют его извлечь, сохранить и впоследствии пользоваться на благо своего развития.
Что такое самообучающаяся организация
Самообучающиеся организации сегодня — это новый тренд, заставляющий компании идти в ногу со временем. Такая организация способна непрерывно меняться, самосовершенствоваться, эффективно создавая, генерируя новые знания, обмениваясь знаниями, налаживая тем самым взаимообучение персонала. Где компании могут приобрести знания? Внешняя и внутренняя среда организации может содержать необходимые знания: Внешние знания можно почерпнуть у клиентов и потребителей (какое качество должно быть у продукции, что не устраивает, как это исправить, что ещё хочет видеть потребитель), отчёты маркетинговых исследований и рейтинги крупнейших аналитических агентств (оценка преимуществ, конкурентных позиций), динамика ценообразования (рыночные цены, изменение фондовых индексов). Внутренние знания компании состоят из знаний о ключевых бизнес-процессах, знаний о технологиях, ноу-хау, об основных характеристиках продукции и услуг, знания о корпоративной культуре, методах построения коммуникаций в организации, лучшие управленческие практики, знания сотрудников (интеллектуальный капитал, интеллектуальные активы организации).
Этапы развития самообучающейся организации
Эффективность работы современной организации напрямую зависит от её умения управлять базой знаний (извлекать, создавать, хранить, распространять и использовать знания с целью приумножения прибыли).
На первом этапе необходимо определить, какие знания нужны организации, из каких источников и какими способами они будут приобретаться, сколько это будет стоить для организации. Для генерации новых знаний могут использоваться ящики для предложений, групповые методы разработки решений (мозговой штурм), кружки качества (как в системе Кайдзен), стимулирование инноваций, нельзя исключать покупку знаний и другие методы. Активизировать творческие процессы сотрудников помогут неформальные подходы к построению культуры организации: комфортные площадки для встреч, рабочие зоны с диванами, спорт площадки на территории офиса и пр.
При распространении корпоративных знаний можно использовать методы интерактивного взаимодействия и сотрудничества (создание сообщества практиков, рабочих групп, виртуальных команд и др.), создание внутрикорпоративных изданий.
Не всегда опытные и высококвалифицированные сотрудники хотят делиться своими знаниями с молодыми коллегами, вчерашними студентами, стажёрами, считая, что таким образом, утратят свою индивидуальность носителя уникальных знаний. Поэтому мотивация обмена знаниями является одной из самых трудных задач в компании. Поднять мотивацию сотрудников поможет стимулирование обмена знаниями (вознаграждение, поддержка руководства, публичное признание, премии за наставничеством др).
Совокупность всех знаний работников, их производственный навыки, профессиональный опыт составляют интеллектуальные ресурсы организации, которые, в свою очередь, добавляют стоимости её активам. Правильно выстроенная культура самообучающейся организации, способной быть гибкой и быстро реагировать на изменения внешней среды за счёт моментального обучения новым технологиям, принесет пользу не только самим сотрудникам, но и всему бизнесу в целом.







