Победить в СВО

Образовательный тренд – геймификация – зарекомендовавшая себя практика, которая позволяет облегчить восприятие информации и повысить мотивацию в обучении

В каких сфера применяется геймификация

Поколения мобильных приложений развиваются с неимоверной скоростью, появляются онлайн-системы, позволяющие добавлять геймификацию и увеличивать привлекательность продукта, органично встраивая игровые элементы в бизнес-процессы для получения лояльности потребительской аудитории.

На западе, и особенно в ведущих новых индустриальных странах Азии, геймификация уже давно не считается трендом, это обыденная реальность. Рынок геймификации расширяется и растет большими темпами, находя применение в менеджменте и маркетинге, корпоративном обучении, медицине, политике, экологии, банковской сфере, и год от года перечень направлений будет только расширяться.

Первые упоминания о геймификации были зафиксированы в 1980-х за Ричардом Бартлом, профессором Эссекского университета. Но тогда речь ещё не шла о виртуальных пространствах.

Идея использования геймификации в компьютерных разработках принадлежит Нику Пеллингу, программисту из США (2003 г). Хотя популиризация этого направления происходит значительно позднее, уже в 2010–2011 гг. этому термину придается более широкое значение: геймификация понимается как процесс использования игровых технологий и игрового мышления для решения неигровых проблем и вовлечения более широкой аудитории в рабочие задачи.

Цифровизация всех сфер жизни способствует распространению и развитию геймификации и прочному вхождению этого интересного направления в нашу жизнь. Игровые технологии становятся востребованными у новых поколений и не только: фитнес, изучение иностранных языков (проект Duolingo) и др. Многие передовые компании повышают запрос на серьёзную геймификацию, позволяющую проводить собрания в виртуальной реальности, развивать обучающие платформы на основе игровых технологий, привлекать и удерживать клиентов и пр. То есть все направления работы компаний (внутренняя среда, внешняя среда) могут быть охвачены новыми видами: виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) смешивают физический мир с цифровым, создавая иммерсивные мероприятия, обладающие эффектом полного погружения в происходящее.

Разговаривать с поколением Альфа на их языке

Новые поколения молодых людей с раннего детства погружены в компьютерные технологии и растут в полной цифровой реальности. Поэтому и внедрение технологий геймификации, например в образовательную деятельность, выглядит очень органичным и привычным для них. Мы не стараемся их удивить новыми технологиями, нам это и не удастся, но хотя бы погрузить их в привычную для себя среду и сменить ракурс образовательного направления мы можем. Почему система образования меняет свои подходы и управленческие инструменты? Все очень просто: мотивация новых поколений основана не на долге и гражданской ответственности (как это было принято у поколений советского периода), а на интересе, увлечённости и вознаграждении, пусть даже и виртуальном. Внедрение инструментов геймификации в образовательный процесс делает учебные задачи более интересными: можно добавить яркость красок для усиления восприятия, можно стимулировать конкуренцию в игровом соревновании, можно погрузить пользователя в любой исторический период, в любой географический регион и т. д., нужен только гениальный сценарий и игровая механика. Получая разнообразные поощрения (в баллах, рейтинге, кубках, и пр.), проходя через образовательные квесты, симуляции, соревнования и конкурсы, пользователь получает новые навыки и умения, новые знания, которые прочнее усваиваются, потому что добыты в борьбе, пусть и в виртуальном пространстве. Важное качество геймификации — получение опыта через прохождение определённого уровня или «прокачку» и совершенствование вновь приобретённых навыков.

Плюсы и минусы геймификации в образовании

Если раньше считалось, что игры только для малышей, то сейчас концепция поменялась: геймификация эффективно используется в обучении практически для всех возрастов, от дошкольников до возрастных людей. В образовательной деятельности при помощи геймификации возможно формирование не только знаний по предмету, но и развитие универсальных компетенций, таких как критическое мышление, креативность, командное взаимодействие, стремление побеждать. Добавление функций соблюдения дедлайнов, к примеру, или чёткого следования плану обучения (в рамках образовательного трека), создаёт ощущение срочности и заставляет мобилизовать усилия, что, в свою очередь, добавляет и расширяет спектр развиваемых компетентностных характеристик.

А что же в минусах? Исследователи отмечают опасность замещения внутренней мотивации (которая считается более прочной) на внешнюю. Примитивные инструменты внешнего стимулирования (награды, поощрения) могут свести к нулю внутреннюю мотивацию пользователя к обучению. Таким образом, при разработке игровых методик для образовательного процесса необходимо использовать в качестве теоретической базы не только содержательные теории мотивации (основанные на потребностях), но и процессуальные, которые объясняют, как человек распределяет усилия для достижения поставленной цели, что им движет, и какую поведенческую стратегию он при этом выбирает.

Юлия Лимарева
Автор: Юлия Лимарева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Эльмира Мухаррамова, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Елена Головчанская, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Последние публикации автора


Подписан указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ

Путин подписал указ о военных сборах 2026 года.

Документ размещён на портале правовых актов и вступает в силу сразу после официального опубликования. Формально всё выглядит привычно, но сама тема традиционно вызывает повышенное внимание.Речь идёт о россиянах, которые находятся в запасе. Закон определяет этот статус как воинский учёт без несения службы в мирное время. В эту категорию входят мужчины, п... Читать 1 мин.

Подписан указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам заострил внимание на поддержке роли мужчины в семье.

Семья основывается на взаимном уважении, на участии в воспитании детей обоих родителей.  Поэтому наряду с поддержкой материнства нужно продумать и меры поддержки так называемого вовлечённого, ответственного отцовства.  По сути, речь идёт о том, чтобы мужчины более активно участвовали в семейных заботах, в принятии решений о рождении ... Читать 1 мин.

Владимир Путин на заседании Совета по стратегическому развитию и национальным проектам отметил роль мужчины в жизни семьи

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Владимир Путин провёл в Кремле заседание Совета при Президенте по стратегическому развитию и национальным проектам. 8 декабря 2025 года.

▪️Инфляция в РФ по итогам года может быть ниже 6%.▪️Президент рассчитывает, что повышение НДС с 20% до 22% будет временным решением.▪️Принятых мер в сфере демографии недостаточно, рождаемость продолжает снижаться.▪️Поручил актуализировать региональные программы повышения рождаемости и подготовить комплексные решения в этой сфере.▪️Запланированы новые ме... Читать 1 мин.

Заявления Владимира Путина на Совете по стратегическому развитию и нацпроектам

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архитектура, иконы, золото, хор.

Но он остановился у входа, оглядел всё вокруг и выдал фразу, которую я запомню на всю жизнь: «В ваших храмах люди приходят не просить — а пережить что-то, что сильнее их самих». Я, человек, выросший в этой культуре, вдруг понял, что никогда так на это не смотрел. Он сказал, что в США церковь — это больше про рациональность: чисто, удобно, пред... Читать 1 мин.

Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает

Новая ставка НДС 22% коснётся всех, но есть ли ещё причины для повышения цен? И что делать россиянам?

Повышение стоимости услуг ЖКХ в 2026 году. Правительство утвердило новые тарифы, которые изменятся в большую сторону уже с 1 января. К тому же индексация в 2026-м будет дважды — не только в январе, но и в октябре. В следующем году цены на коммунальные услуги вырастут в два раза.. «Такой подход объясняется объективными различиями между субъекта... Читать 11 мин.

В России ожидается заметное повышение цен в 2026 году: что сильнее всего подорожает
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Редакция «Всем!ру»
Артамонов: Оборона России
08.12.2025
Поражённый американец: «Теперь я понимаю, почему русские такие сильные»
Когда я повёл своего друга-американца в русскую церковь, я думал, что его впечатлит архите...
Михаил Советский
Михаил Совесткий
Только что
Почему люди поддерживают специальную военную операцию на Украине?
Поддержка военной спецоперации основана на общедоступных фактах и понимании того, что наци...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
5 ч. назад
Подписан указ о призыве в 2026 году пребывающих в запасе граждан РФ
Путин подписал указ о военных сборах 2026 года.
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
2 ч. назад
Психологическая травма у детей 6-10 лет при игре в Роблокс: как создать «канал» безопасности. Совет эксперта Пироговского Университета
На некоторых сайтах для взрослых встречаются видео, созданные с использованием персонажей ...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
01.12.2025
Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве
В Кремле прошла встреча Владимира Путина и Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Какие ...
Национальный Курс
Национальный Курс
08.12.2025
У России своя стратегия Победы
Новая стратегия нацбезопасности США — это стратегия обмана.