Победить в СВО

Образовательный тренд – геймификация – зарекомендовавшая себя практика, которая позволяет облегчить восприятие информации и повысить мотивацию в обучении

В каких сфера применяется геймификация

Поколения мобильных приложений развиваются с неимоверной скоростью, появляются онлайн-системы, позволяющие добавлять геймификацию и увеличивать привлекательность продукта, органично встраивая игровые элементы в бизнес-процессы для получения лояльности потребительской аудитории.

На западе, и особенно в ведущих новых индустриальных странах Азии, геймификация уже давно не считается трендом, это обыденная реальность. Рынок геймификации расширяется и растет большими темпами, находя применение в менеджменте и маркетинге, корпоративном обучении, медицине, политике, экологии, банковской сфере, и год от года перечень направлений будет только расширяться.

Первые упоминания о геймификации были зафиксированы в 1980-х за Ричардом Бартлом, профессором Эссекского университета. Но тогда речь ещё не шла о виртуальных пространствах.

Идея использования геймификации в компьютерных разработках принадлежит Нику Пеллингу, программисту из США (2003 г). Хотя популиризация этого направления происходит значительно позднее, уже в 2010–2011 гг. этому термину придается более широкое значение: геймификация понимается как процесс использования игровых технологий и игрового мышления для решения неигровых проблем и вовлечения более широкой аудитории в рабочие задачи.

Цифровизация всех сфер жизни способствует распространению и развитию геймификации и прочному вхождению этого интересного направления в нашу жизнь. Игровые технологии становятся востребованными у новых поколений и не только: фитнес, изучение иностранных языков (проект Duolingo) и др. Многие передовые компании повышают запрос на серьёзную геймификацию, позволяющую проводить собрания в виртуальной реальности, развивать обучающие платформы на основе игровых технологий, привлекать и удерживать клиентов и пр. То есть все направления работы компаний (внутренняя среда, внешняя среда) могут быть охвачены новыми видами: виртуальная реальность (VR), дополненная реальность (AR) смешивают физический мир с цифровым, создавая иммерсивные мероприятия, обладающие эффектом полного погружения в происходящее.

Разговаривать с поколением Альфа на их языке

Новые поколения молодых людей с раннего детства погружены в компьютерные технологии и растут в полной цифровой реальности. Поэтому и внедрение технологий геймификации, например в образовательную деятельность, выглядит очень органичным и привычным для них. Мы не стараемся их удивить новыми технологиями, нам это и не удастся, но хотя бы погрузить их в привычную для себя среду и сменить ракурс образовательного направления мы можем. Почему система образования меняет свои подходы и управленческие инструменты? Все очень просто: мотивация новых поколений основана не на долге и гражданской ответственности (как это было принято у поколений советского периода), а на интересе, увлечённости и вознаграждении, пусть даже и виртуальном. Внедрение инструментов геймификации в образовательный процесс делает учебные задачи более интересными: можно добавить яркость красок для усиления восприятия, можно стимулировать конкуренцию в игровом соревновании, можно погрузить пользователя в любой исторический период, в любой географический регион и т. д., нужен только гениальный сценарий и игровая механика. Получая разнообразные поощрения (в баллах, рейтинге, кубках, и пр.), проходя через образовательные квесты, симуляции, соревнования и конкурсы, пользователь получает новые навыки и умения, новые знания, которые прочнее усваиваются, потому что добыты в борьбе, пусть и в виртуальном пространстве. Важное качество геймификации — получение опыта через прохождение определённого уровня или «прокачку» и совершенствование вновь приобретённых навыков.

Плюсы и минусы геймификации в образовании

Если раньше считалось, что игры только для малышей, то сейчас концепция поменялась: геймификация эффективно используется в обучении практически для всех возрастов, от дошкольников до возрастных людей. В образовательной деятельности при помощи геймификации возможно формирование не только знаний по предмету, но и развитие универсальных компетенций, таких как критическое мышление, креативность, командное взаимодействие, стремление побеждать. Добавление функций соблюдения дедлайнов, к примеру, или чёткого следования плану обучения (в рамках образовательного трека), создаёт ощущение срочности и заставляет мобилизовать усилия, что, в свою очередь, добавляет и расширяет спектр развиваемых компетентностных характеристик.

А что же в минусах? Исследователи отмечают опасность замещения внутренней мотивации (которая считается более прочной) на внешнюю. Примитивные инструменты внешнего стимулирования (награды, поощрения) могут свести к нулю внутреннюю мотивацию пользователя к обучению. Таким образом, при разработке игровых методик для образовательного процесса необходимо использовать в качестве теоретической базы не только содержательные теории мотивации (основанные на потребностях), но и процессуальные, которые объясняют, как человек распределяет усилия для достижения поставленной цели, что им движет, и какую поведенческую стратегию он при этом выбирает.

Юлия Лимарева
Автор: Юлия Лимарева, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Эльмира Мухаррамова, доцент Финансового университета при Правительстве РФ, Елена Головчанская, доцент Финансового университета при Правительстве РФ
Последние публикации автора


Путин отменил визы для китайских туристов

Мера будет действовать до 14 сентября 2026 года.

Граждане Китая получили право на въезд в Россию без оформления визы, если они отправляются в страну с туристическими или деловыми целями не более чем на 30 дней. Это следует из указа президента РФ Владимира Путина.Согласно положениям документа, до 14 сентября 2026 года граждане КНР смогут въезжать и находиться на территории России без виз сроком до 30 д... Читать 1 мин.

Путин отменил визы для китайских туристов

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

В Кремле прошла встреча Владимира Путина и Премьер-министра Венгрии Виктора Орбана. Какие темы были рассмотрены и какова реакция Европы.

Кто участвовал в переговорах Путина и Орбана. Кроме Владимира Путина с российской стороны в беседе участвовали Министр иностранных дел Сергей Лавров, Заместитель Председателя Правительства Александр Новак и помощник Президента Юрий Ушаков.  С венгерской, кроме Виктора Орбана — Министр внешнеэкономических связей и иностранны... Читать 8 мин.

Встреча Владимира Путина с Виктором Орбаном в Москве

Средства массовой информации являются четвёртой властью

Во всём мире есть устоявшиеся мнение о том, что средства массовой информации являются четвёртой властью — после законодательной, судебной и исполнительной. Она управляет нами, выбирает политиков и формирует культуру.

Но эта власть сосредоточена в руках очень узкой группы людей. Как показывают исследования, пять мировых медиа-гигантов являются собственниками большинства основных СМИ. А эти гиганты, в свою очередь, принадлежат банкирам — тем самым, кто владеет Федеральной резервной системой США.Это не совпадение. Кто владеет деньгами, тот и владеет инфо... Читать 2 мин.

Средства массовой информации являются четвёртой властью

Почему многие в Грузии Россию называют врагом, хотя мы веками были одной страной?

В Грузии многие считают, что Россия якобы оккупировала Грузию.

Это сознательное искажение истории. Грузия — древнее православное государство, которое веками подвергалось уничтожению и грабежам со стороны Османской и Персидской империй.Факт: Грузинский народ многократно сам просил Россию о помощи и покровительстве.Царь Ираклий II писал Екатерине Великой прошение о присоединении к России, называя себя «всенижайш... Читать 2 мин.

Почему многие в Грузии Россию называют врагом, хотя мы веками были одной страной?

Депутат Федоров предложил возмещать молодым родителям затраты на ребенка и жилье

Государство должно возмещать семьям расходы на содержание ребенка и помогать в решении жилищного вопроса, считает депутат.

Такая инициатива может стимулировать россиянок рожать, сообщил «Татар-информу» член комитета Госдумы по бюджету и налогам Евгений Федоров. Ранее председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко призвала россиянок откладывать роды до 18 лет, считая, что ранние беременности следует воспринимать как обычное явление.Фёдоров отметил, что в 18 лет важно... Читать 1 мин.

Депутат Федоров предложил возмещать молодым родителям затраты на ребенка и жилье
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!
Юлия Лимарева
Юлия Лимарева, Ирина Разинкина, Эльмира Мухаррамова доценты Финансового университета при правительстве РФ
10.05.2025
Самообучающиеся организации — новый путь развития компаний
Эксперты Финансового университета при Правительстве РФ Лимарева Юлия, Ирина Разинкина и Эл...
Голованенко Дарья
Голованенко Дарья
24.11.2025
Конец эры холодных звонков
По итогам главного ритейл-события года, New Retail Forum 2025, становится очевидно: эпоха ...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!Ру
22.11.2025
Что сказал Путин о мирном плане Трампа по Украине
Валентина Матвиенко обратилась к председателю Совета Федерации и предложила обсудить вопр...
Редакция «Всем!ру»
Редакция Всем!ру
20.11.2025
Конференция «Путешествие в мир искусственного интеллекта»: главное
Президент принял участие в юбилейной, X Международной конференции по искусственному интелл...
Wsem обо Всём
Юлия Надточий
30.11.2025
Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности учащихся, часть 5
В серии постов «Упражнения, кейсы, игры, задания для развития познавательной активности уч...
Михаил Советский
Михаил Советский
30.11.2025
Почему Швейцария занимает первое место по благосостоянию
Швейцария — самая противоречивая страна: нет выхода к морю, 60% территории занимают горы, ...