Целевое обучение в России задумывалось как эффективный механизм подготовки кадров для ключевых отраслей экономики.
Доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ Мухаррамова Эльмира Рафаиловна отмечает, что целевое обучение – это не лазейка, а социальный контракт между студентом, государством и работодателем. Если мы хотим, чтобы эта система работала, необходимо не только наказывать нарушителей, но и создавать условия, в которых выпускникам будет выгодно выполнять свои обязательства. Иначе бизнес и бюджет продолжат терять деньги, а целевой набор превратится в формальность.
На сегодняшний день последствия для недобросовестных целевиков минимальны. Хотя формально они обязаны возместить затраты на обучение, на практике взыскать эти средства крайне сложно. Работодатели редко обращаются в суд из-за бюрократических сложностей, а выпускники, не опасаясь санкций, свободно трудоустраиваются в другие компании.
Ужесточение ответственности может быть представлено в виде автоматического взыскания долга через налоговую или банковскую систему (как с налогами), запрет на госслужбу и лицензируемые профессии до погашения задолженности, включение в кредитную историю, чтобы нарушители не могли получить ипотеку или крупные займы. Стимулированию добросовестных выпускников может быть представлено как подъёмные выплаты (как у врачей и учителей), льготная ипотека для отработавших полный срок, программы переподготовки для тех, кто хочет остаться в организации, но в другой роли. А реформа системы отбора может выглядеть как психологическое тестирование абитуриентов, чтобы отсеять тех, кто идёт «за корочкой», гибкие договоры с возможностью пересмотра условий (например, частичная отработка или альтернативные формы компенсации).
Доцент кафедры общего и проектного менеджмента Финансового университета при Правительстве РФ Ульянова Светлана Анатольевна убеждена, что сегодняшние реалии заставляют задуматься о том, что система целевого набора в вузы нуждается в модернизации. Как вариант возможно сдвижение сроков составления трудового договора с абитуриентами, которые ещё не имеют чёткого представления о своей будущей профессии. Логичнее начинать сотрудничество между студентом и работодателем уже в процессе обучения — например, после первого семестра или курса, когда в соответствии с учебными планами начинают осваивать первые специальные дисциплины, направленные на профессиональную подготовку. К этому времени будущий специалист уже имеет возможность разобраться в выбранной области, что позволит избежать преждевременных обязательств и сделает сотрудничество между студентом и организацией более осознанным.