Развитие торговых отношений, в котором заинтересованы все страны, связано с использованием различных видов транспорта: наземного, водного, воздушного. Эксплуатация любого транспортного средства сопровождается загрязнением атмосферы диоксидом углерода, создающим в итоге парниковый эффект.
Государства осознают необходимость снижения углеродного следа и внедряют различные инициативы. Так, страны Евросоюза договорились сократить углеродный след к 2030 году в сравнении с 1990 годом на 55%. В свою очередь, в России аналогичная задача должна быть решена с сокращением на 70%.
Проведенные исследования показывают, что наиболее экологичным транспортом является железнодорожный. Выбросы самолётов в стратосфере, загрязнение водных акваторий и воздуха судами, загрязнение воздуха автомобильным транспортом в разы превышает тот ущерб, который наносит использование железнодорожного транспорта. Если весь транспорт даёт около 31% выбросов СО2, то выбросы железнодорожного в этой сумме составляют менее одного процента.
Результаты измерений уровня диоксида углерода показывают интересное соотношение: железная дорога в 5–6 раз экологичнее доставки по морю, в 40–60 — автодоставки и в 600 раз экологичнее авиа грузоперевозок.
«В современной экономике и транспортной инфраструктуре железные дороги играют важную роль. Благодаря железным дорогам страны и регионы совершенствуют логистические цепочки, налаживают связи, развивая экономику, торговлю, туризм. Железные дороги, оборудованные электрическими системами, дополнительно уменьшают воздействие на окружающую среду. Использование железных дорог как экологически чистого транспорта может ключевым образом повлиять на сохранение окружающей среды и помочь в борьбе с изменениями климата», — комментирует эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Юлия Казановская.