В России, обладающей богатейшей морской историей и обширными водными ресурсами, развитие отечественных технологий в судостроении имеет стратегическое значение. На протяжении десятилетий российские инженеры и ученые вносили неоценимый вклад в создание судов различного назначения — от мощных ледоколов до современных пассажирских лайнеров.
Современное российское судостроение ориентировано на внедрение инновационных решений, направленных на повышение эффективности, экологичности и безопасности судов. Особое внимание уделяется разработке и применению новых материалов, таких как композитные материалы и высокопрочные стали, позволяющих снизить вес судна и повысить его грузоподъёмность.
Одним из перспективных направлений является развитие цифровых технологий в судостроении. Внедрение систем автоматизированного проектирования (САПР) и управления жизненным циклом судна (PLM) позволяет значительно сократить сроки проектирования и строительства, а также оптимизировать эксплуатацию судна. Кроме того, активно разрабатываются и внедряются системы автоматического управления судном, навигации и связи, повышающие безопасность плавания и эффективность работы экипажа.
Не менее важным является развитие технологий в области судовых энергетических установок. Ведутся разработки новых типов двигателей, использующих экологически чистое топливо, таких как сжиженный природный газ (СПГ) и водород. Также активно исследуются возможности использования возобновляемых источников энергии, таких как солнечная и ветровая энергия, для питания судового оборудования.
Объединённая судостроительная корпорация (ОСК) прогнозирует значительный рост спроса на гражданские суда в России до 2036 года — планируется построить 2,3 тыс. единиц различных классов. Это включает суда для речного и морского флота, рыбопромысловые, ледокольные, грузовые и пассажирские суда, а также суда для шельфовых проектов.
Ключевые меры для выполнения плана включают в себя модернизацию производства: внедрение цифровых технологий (цифровые двойники, автоматизация проектирования), развитие верфей и повышение их загрузки (например, «Звезда», «Северная верфь», «Балтийский завод").
Господдержка и финансирование происходит через расширение программ льготного кредитования (например, в рамках Национального проекта «Международная кооперация и экспорт»), субсидирование ставок для судостроителей и судовладельцев и развитие механизмов лизинга (через Гослизингфлот и частные компании).
Импортозамещение и кооперация: локализация производства комплектующих (двигатели, системы навигации) и увеличение доли российских материалов (судовая сталь, композиты).
Успехи отрасли очевидны. Уже строятся серии ледоколов (проект 22220, «Лидер"), газовозы для СПГ, рыболовные суда. Заключены контракты на экспорт (например, поставки в Индию, Китай, страны СНГ).
«Развитие отечественных технологий в судостроении — это сложный и многогранный процесс, требующий консолидации усилий государства, научных организаций и предприятий промышленности. Успешная реализация поставленных задач позволит России укрепить свои позиции на мировом рынке судостроения и обеспечить потребности страны в современных и эффективных судах», прокомментировал директор Ставропольского филиала Президентской академии Юрий Васильев.