Школьные оценки являются одной из ключевых частей образовательной системы, на которые опирается весь учебный процесс. Интересно, что в России до XVIII века учителя не использовали оценки в привычном для нас виде. Вместо этого они давали подробные письменные характеристики работ своих учеников, описывая их как «посредственные» или «похвальные». Это создавало более субъективную и описательную систему оценки знаний.
Михаил Васильевич Ломоносов, стремясь упорядочить этот процесс, предложил использовать аббревиатуры, такие как «В. И. » (всё исполнил) или «Н. У. » (не знал урока). Такая система позволяла сократить время на оценку и сделать результат более кратким и понятным.
В царскосельском лицее, где учился Александр Сергеевич Пушкин, пятибалльная система оценок уже была введена, но она отличалась от современной. Там единица была наилучшей оценкой, а пятёрка — худшей. Эта система проработала до 1837 года, когда была введена пятибалльная система оценок, которая стала привычной для нас.
С тех пор мы и пользуемся этой пятибалльной шкалой, хотя на практике она часто становится скорее трёхбалльной. Единицы обычно не ставят, а двойка считается крайне негативной оценкой, подразумевая, что ученик не усвоил материал вообще. В результате большинство оценок попадают в диапазон от тройки до пятёрки, иногда с добавлением плюсов и минусов, которым, к сожалению, не всегда придают значение в официальной документации.
«Дискуссии о возможности перехода на более детальную десятибалльную систему продолжаются уже не первый год. Некоторые бывшие советские республики уже внедрили эту систему, в то время как Россия ещё обсуждает целесообразность таких изменений. Интерес вызывает вопрос: сможет ли более гибкая десятибалльная система предоставить учащимся и учителям более точную и справедливую оценку знаний, или она лишь усложнит процесс обучения?», — прокомментировала Чуниха Анжелика, доцент Ставропольского филиала Президентской академии.