Вопросы, связанные с содержанием учебников, всегда будоражат общественность. Они становятся особенно актуальными, когда речь идет о школьных учебниках — тех материалах, на которых строится знание молодого поколения.
Председатель Российской академии наук, Геннадий Красников, сообщил о планах возвращения к экспертизе школьных учебников. Он подчеркнул, что вопросы возникают не только по историческим учебникам, но и по учебникам по техническим и другим специальностям, которые быстро изменяются. Законопроект о возврате полномочий по экспертизе учебников на РАН уже подготовлен в Совете Федерации. Геннадий Красников отметил, что Российская академия наук сосредоточена на всех направлениях науки и поэтому хотелось бы оценить соответствие содержания учебников современному пониманию науки в различных областях знаний.
В 2022 году в сентябре был внесен важный закон «Об образовании», который теперь изменяет процедуру создания учебников. Государственный заказ на разработку учебников и утверждение авторских коллективов теперь переданы Министерству просвещения.
Валентина Матвиенко, председатель Совета Федерации, выступила за обязательное получение научного и экспертного заключения от РАН для учебников, чтобы не допустить появления ошибок, влияющих на образование школьников. В апреле на слушаниях в Совфеде она подчеркнула, что это касается целых поколений учащихся.
Критику экспертов и представителей репрессированных народов привлек учебник по истории для старшеклассников, написанный совместно помощником президента России, ректором МГИМО и научным руководителем Института всеобщей истории РАН.
Исторический учебник был полностью пересмотрен и изменены главы, касающиеся периода с начала 1970-х годов до 2000-х годов. Кроме того, был добавлен новый раздел, посвящённый актуальным событиям, включая военную операцию на Украине. Несколько историков высказали критику по поводу описания деятельности Иосифа Сталина и Леонида Брежнева, войны в Афганистане и диссидентского движения в СССР в сравнении с предыдущими учебниками.
Авторы решили проконсультироваться с руководством ряда регионов, где народы, пострадавшие от репрессий, проживают, и расширили материал о этой трагедии. Они также внесли уточняющие формулировки, изменили структуру параграфа и выделили информацию о депортации в отдельный подраздел.
Второе издание госучебника было дополнено сотнями уточнений. Исторический учебник для учащихся 5–9 классов, который Мединский обещал представить, должен был появиться к 1 сентября текущего года.
Российская академия наук (РАН) готова рассматривать вопрос о том, способно ли молодое поколение справиться с изучением различных предметов, учитывая их психологические и возрастные особенности. Экспертизу учебников РАН начнет проводить после получения соответствующих документов. Учредитель имеет право принимать решение о выпуске или отклонении учебников.
Академия наук, анализируя учебники, сможет предлагать свои рекомендации по усовершенствованию содержания и предоставлению более достоверных и точных материалов. Важно, чтобы обучающиеся получали актуальную и полную информацию, которая будет способствовать формированию глубокого и качественного знания о мире. Академический взгляд на проблемы в школьных учебниках поможет совершенствованию системы образования и повышению её качества», — комментирует Демченко Ирина, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.