Активное внедрение цифровых технологий в обучение привело к тому, что под словами «цифровизация» и «цифровая трансформация» сегодня каждый понимает что‑то свое. Это разнообразие взглядов даже позволило экспертам заговорить о рождении новой «цифровой парадигмы» в образовании. Её суть — в поиске ответов на вопросы: как именно и зачем мы используем технологии в учебном процессе, и как делать это максимально эффективно.
Одной из таких заимствованных идей стал экосистемный подход, популярный в бизнесе. Там технологии выступают в роли «технического двигателя», который полностью меняет модель работы компании. Однако слепо копировать успешные бизнес-модели в вузах – рискованно. Без тщательного анализа и адаптации это может привести к серьёзным проблемам.
Чтобы понять эволюцию цифрового образования, полезно разделить её на два этапа: до пандемии и после.
В «доковидную» эпоху главным трендом была теория коннективизма. Она провозглашала, что знания не нужно «строить» самостоятельно — их можно просто «найти» в сети. Это породило популярный тогда лозунг: «Не нужно учить, всему можно научиться в интернете!». На этой волне появилось множество нерегулируемых онлайн-школ.
Другим модным понятием того времени был термин «цифровые аборигены» (предложенный Марком Пренски). Считалось, что новое поколение с рождения обладает врождённой компьютерной грамотностью. Эта идея вдохновила на создание экспериментальных школ, таких как AltSchool, с упором на мультимедийность. Однако эксперимент провалился, а сам Пренски позже отказался от своей теории, заменив её концепцией «цифровой мудрости». История показала, что вера во «врождённую грамотность» опасна и не соответствует реальности.
Представителей поколения Z, тех самых «аборигенов», часто называют главной причиной смены роли преподавателя. Но дело не в том, чтобы просто освоить новые цифровые инструменты. Речь идет о развитии цифровой компетентности — понимания не только что использовать, но и как, и главное – зачем.
Почему контекст так важен?
Анализируя исследования о цифровой трансформации, критически важно учитывать, когда они проводились. Без этого мы будем постоянно наступать на одни и те же грабли: либо провозглашать, что традиционное высшее образование скоро полностью переедет в онлайн, либо сводить всю трансформацию к простому наполнению классов компьютерами и интерактивными досками. Реальность, как всегда, сложнее и интереснее любых крайностей. И попробуем во всем этом вместе разобраться…
Материал подготовлен доцентом кафедры “Бизнес-информатика” Факультета “Информационные технологии и анализа больших данных” Финансового университета при Правительстве РФ, к.пед. н. Шелепаевой Альбиной Хатмулловной.







