Наставничество в трудовых отношениях представляет собой процесс, при котором опытный сотрудник помогает новому освоиться в организации, научиться выполнять свои обязанности, развиваться профессионально и успешно интегрироваться в коллектив.
Наставничество способствует передаче знаний, опыта и навыков от более опытных сотрудников к новичкам, что способствует улучшению производительности и эффективности работы. Кроме того, наставничество способствует формированию позитивного рабочего климата, улучшению коммуникации и развитию профессиональных навыков у обеих сторон — как наставника, так и стажёра.
Работодателю следует сформировать перечень функций и сроки их исполнения и при наличии письменного согласия работника, которому предстоит стать наставником, производить доплаты с учётом гарантий из нормативно-правовых актов и актов социального партнёрства. В случае отсутствия соответствующих нормативно — правовых актов их следует утвердить локальным актом.
Такая практика существует и в настоящее время, однако является не обязанностью, а скорее инициативой работодателя.
С 1 сентября 2024 года, согласно проекта Федерального закона N 575296–8, в Трудовой кодекс Российской Федерации планируют внести поправки, которые отмечают, что выполнение наставнических функций станет одним из видов дополнительной работы, а соответственно выполнение такой функции повлечет увеличение объёма работ, за которые, в соответствии с законопроектом, предусматриваются доплаты.
«Как и любая другая деятельность наставничество является работой, а следовательно, эта работа должна быть оплачена. Закрепление доплат за наставничество на законодательном уровне позволит вывести данную деятельность на новый уровень», — отмечает доцент Ставропольского филиала Президентской академии Ольга Пименова.