В последние десятилетия прогресс в технологии и информационных системах привел к развитию сферы грузоперевозок. Одним из наиболее заметных достижений является развитие беспилотных грузоперевозок.
По поручению Михаила Мишустина, премьер-министра, в текущем году, планируется расширить маршрутную сеть беспилотных грузоперевозок на трассы М-4 «Дон» и М-12 «Восток». На текущий момент движение беспилотных грузовых автомобилей осуществляется на трассе М-11 «Нева» по маршруту Москва - Санкт-Петербург.
Беспилотные автомобили созданы на базе магистрального тягача «Камаз-54901», которая оснащена системами обработки входящей информации, связи, технического зрения и навигации. В каждом грузовике присутствует водитель, но с 2025–2026 года планируется запустить движение без водителя в кабине.
Беспилотные грузовики и автономные системы управления стали возможными благодаря комплексному слиянию современных информационных технологий, искусственного интеллекта и датчиков
Постепенное внедрение беспилотных грузоперевозок предлагает значительные преимущества. Отсутствие водителей за рулем позволяет увеличить рабочие часы и обеспечить беспрерывность доставки. Автономные управляемые системы гарантируют более аккуратную и плавную езду, что снижает риск аварий и помогает экономить топливо. Кроме того, беспилотные грузовики способны функционировать в условиях, неприемлемых для водителей, таких как экстремальные погодные условия или длительные периоды без отдыха.
Развитие беспилотных грузоперевозок также сталкивается с вызовами и проблемами, которые требуют регулирования. Одна из главных проблем заключается в безопасности. Точность и надёжность системы управления должны быть на высшем уровне, чтобы минимизировать возможность возникновения аварийных ситуаций. Большое внимание также следует уделить защите данных и предотвращению хакерских атак, поскольку беспилотные грузовики взаимодействуют с сетью сотовой связи и другой инфраструктурой.
«Беспилотные грузоперевозки являются новым направлением в развитии автотранспортной индустрии. Прогресс в технологиях и информационных системах открывает новые перспективы для повышения эффективности и безопасности грузоперевозок. Несмотря на вызовы и проблемы, связанные с внедрением и регулированием, беспилотные грузовики имеют потенциал оптимизации логистических процессов», — отмечает Айвазян Нарина, эксперт Ставропольского филиала Президентской академии.