«Всем!ру» - информационно-аналитический портал
«Всем!ру» - информационно-аналитический портал

Каждый поющий в караоке человек считает себя невероятно талантливым и задается вопросом: «Чем я хуже Аллы Пугачевой или Валерия Меладзе?». При этом стать звездой совсем не просто, здесь мало иметь слух и попадать в ноты, требуется удивить, а вот чем именно, должен понимать сам исполнитель.

Своими мыслями по поводу развития музыкальных коллективов и исполнителей, о «тернистом пути» для начинающих музыкантов и певцов с нами поделился Александр Тепляков, работающий под незамысловатым творческим псевдонимом TEPLYAKOV.

Александр занимается своим музыкальным творчеством с 2018 года, работает в жанрах поп, поп-рок, джаз. Вице-президент Союза защиты прав субъектов туристской деятельности ПравТурСоюз, директор по маркетингу и рекламе юридической компании «Юристы для турбизнеса «Байбородин и партнеры», собственник турагентства. Александр делится своим опытом развития как музыканта и исполнителя.

За почти 4 года работы TEPLYAKOV может похвастать: подтянутым музыкальным образованием, 3 выпущенными альбомами и множеством синглов, 3 снятыми официально видеоклипами, ротацией на радио и ТВ, победой в ряде вокальных конкурсов, членством в РАО, работой с немецким лейблом, использованием песен в рекламе, множеством поклонников, но при всем при этом желаемой популярности достичь пока не получилось. Как добиться хотя бы этого начинающим музыкантам, Александр откровенно рассказал нашему изданию.

Нужно ли музыкальное образование, чтобы стать музыкантом?

Я считаю, что музыкальное образование необходимо, хотя сам его и не имею. Точнее как: я в музыкальную школу все же ходил по классу аккордеона и фортепиано, но ее не окончил. Не знаю, по правильному образовательному пути ли я пошел, но точно могу сказать, он оказался возможным. Но даже сейчас, спустя несколько лет постоянных занятий, мне есть чему поучиться, и я жалею о том, что в детстве решил бросить музыкальный путь, хотя всю жизнь все вокруг понимали, в том числе и я, что это моя дорога.

Неожиданно, как снег на голову, мне свалилась песня от известного музыканта и нужно было с ней что-то сделать, а что делать — непонятно. Здесь я понял, что знаний мне все же недостаточно и пошел доучиваться в музыкальную школу для взрослых. Занятия вокалом, сольфеджио, опыт преподавателей — я понабрался смелости и все же пошел записывать свой первый трек. При этом, надо сказать, для начинающего исполнителя я был уже староват, на тот момент мне было 32 года. 

И на студии я, конечно же, «сел в лужу», когда звукорежиссер попросил спеть интервалы, различные модуляции да и вообще быть в нотах тональности. Сейчас это не составляет никакой проблемы, а тогда это был тупик, запись продолжалась очень долго, пока, не без помощи сторонних людей, мы все же домурыжили эту песню «Акценты»

Если Вы думаете, что занятия музыкой — это лишь приятное развлечение, спешу разуверить — это огромный труд, которым нужно заниматься ответственно. Спустя почти 4 года я практически ежедневно работаю над своим вокалом, а без знания хотя бы основ сольфеджио Вы никогда не сможете написать правильную и качественную музыку. 

Конечно же, сейчас поют все кому не лень, абсолютное большинство даже не прикладывают никаких усилий для своей музыкальной «прокачки», более того – у некоторых получается хороший продукт, но таких единицы. Больше, все же, полнейшего немузыкального безобразия. И здесь я говорю ни о жанрах, ни о вкусах, а о том, что делают они это максимально паршиво и неумело. 

С другой стороны, никто не отменял штата людей, которые за того или иного человека делают все, начиная от имиджа, оканчивая проработкой, созданием и записью песен. Но мы не об этих коммерческих продуктах, а о начинающих музыкантах и исполнителях.

От себя лично я настойчиво советую всем, кто серьезно хочет заняться написанием музыки или же просто исполнять уже написанные песни, в том числе и каверы, пройти хотя бы пару лет обучения вокалу и сольфеджио, а потом уже стартовать. Вы должны мало того, что подковаться в строении музыки, пении по нотам, так еще и выработать свой стиль исполнения, манеру и харизму, которые Вас будут отличать от всех других. Вы же слышите, что у немаститых певцов это, чаще всего, отсутствует, а присутствует обычная посредственность, которая никак не выделяется из масс.

Как написать музыку и текст

Самое распространенное заблуждение заключается в том, что «написать песню легко». Ох и не правы такие люди! Вы себе даже не представляете, какой труд сделать музыку, чтобы она легла на ухо слушателю. Конечно, можно пуститься в рассуждения о том, что кому-то понравится, что на всяк товар найдется свой купец. Но не стоит забывать, что мы не хотим быть посредственностью, нам нужно выделиться, и при этом сделать качественный продукт. 

Я считаю, что даже какой-то коротенький проигрыш должен цепануть аудиторию, а для этого необходимо чувствовать, что люди хотят услышать. 

Текст играет еще большую роль. При написании важно понимать, что каждое слово должно быть вписано в текст не просто так, оно должно нести смысл сказанного и вписано в общую концепцию песни. Тогда это хороший текст.

И самое главное — это гармония. Все сыгранное и спетое должно иметь общую концепцию и звучать гармонично.

При этом, хочу сказать,  что у меня пока не родилось ни одной песни, по поводу которой я мог бы сказать «Вот он, тот самых хит — моя визитная карточка». Я до сих пор в поиске жанра и в стадии написания «того самого» хита, но уверен, что это произойдет. На данный момент я могу гордиться несколькими выразительными песнями из моего репертуара: 

  • «Абстиненция» — я считаю, что эта песня отлично передает внутреннюю трагедию героя в момент похмелья и толкает его к суициду.
  • «Ничей» – трек об одиночестве и пустоте внутри человека. Танцевальная композиция, но с таким ярковыраженным оттенком грусти, считаю мне удалось сделать задуманное.
  • «Гоа». Здесь уже о позитиве, об отдыхе на популярном индийском курорте: беззаботном, отвлеченном от повседневного быта, веселом и в кругу друзей. Хоть текст и не мой, но, считаю, песня замечательно исполнена.
  • «Лиссабон». Красиво рассказанная история любви, двух одиночеств, которые встретились на курорте для отдыха и влюбились.
  • Tre. Я считаю весь альбом Madness, записанный в дуэте с певицей Анной Сеничкиной шедевральным, но здесь очень узкий жанр, который далеко не каждому по душе. В песне Tre я рассказываю про город, вроде как и не в плохом ключе, но вся мерзось и серость этого безымянного населенного пункта идет «красной лентой» сквозь весь трек.

Это не все приличные песни моего репертуара, здесь я говорю про выразительность композиций, где очень ярко показано и музыкой, и текстом необходимое настроение и смысл, который сложно не уловить. Это примеры гармоничного звучания музыки и текста из мной сделанных песен.

А самое важное, что нужно себе уяснить — никто и никогда не может угадать, выстрелит песня или нет, даже самые известные знаменитости. Большинство всемирных хитов были написаны «на коленке» и наугад, но при этом качество, я считаю, должно быть высоким.

Записать песню – этого достаточно для успеха?

Нет, к сожалению мало просто создать песню, это лишь мелкая крупица из действий для достижения известности.

На протяжении уже почти 4 лет, применяя весь опыт работы в рекламе и маркетинге, силу личного бренда в своей сфере и приличные суммы денег, я не могу достичь желаемой популярности. И дело не в том, что я выпускаю плохой материал, не в том, что я недостаточно харизматичен, не в том, что плохой голос, не в том, что я не знаю механизмов раскрутки. А в том, что в музыке огромная конкуренция и Вас тут как бы не ждут! 

Вы создадите свой лейбл, найдете себе дистрибьютора, который разместит Ваш потенциальных хит на всех самых крупных площадках, таких как Apple Music, Spotify, Яндекс Музыка, Вконтакте и т. д., выставите в своих социальных сетях песню, разместитесь на доступных ресурсах для начинающих исполнителей (PromoDJ, Real Music, SoundCloud, Fresh Records, «Неизвестный гений»,  HearThis, Bandcamp, …) и... РАЗОЧАРУЕТЕСЬ! Прослушиваний не будет, так как необходима серьезная реклама Ваших произведений.

Это абсолютно стандартная схема у молодых исполнителей. Дальше тоже все весьма предсказуемо. Вы начнете искать, где бы выступить, даже пройдетесь по ряду никому не нужных организаторов с пустыми залами, а на крупные мероприятия Вас не будут брать, так как ни Вы, ни Ваши песни никому не известны, а, соответственно, не нужны.

Дальше Вы начнете получать деньги за прослушивания и скачивания Ваших треков и еще больше разочаруетесь, увидив эти суммы и получив, скажем 1 евро за квартал. 

На этом этапе многие останавливаются и отходят от идеи продолжать музыкальную работу. Как хобби может и сойдет, но в плане заработка все очень печально: Вас не слушают и выступать за деньги не зовут.

Петь каверы – это вариант?

Вот именно в кавер-исполнителей многие и переквалифицируются, потому что здесь можно уже работать и получать деньги. Либо можно прям с этого и начинать, если хочется зарабатывать музыкой.

Нужно понимать, что каверы достаточно-таки сложно выпустить официально, а заработать на прослушиваниях и скачиваниях так еще сложнее. Авторские права никто не отменял. Однако у нас с джазовой певицей Мариной Лубяновской в 2021 году все же удалось выпустить альбом каверов-джазовых стандартов Jazzed Duet. Vol.1 и рождественский сингл Christmas Songs. Но чего нам стоило это урегулирование прав... Мы, конечно, будем и дальше продолжать работу в джазе, но это очень непросто в плане вопроса прав, несколько уже записанных треков нам просто не дали выложить, хотя, казалось бы, и вопрос был урегулирован. При этом ряд площадок отказались выставлять эти песни, а радиостанции написали отказ от ротации именно по причине не нашего изначального авторства.

Кстати, относительно авторских прав в России. Конечно же есть ряд сервисов, регистрирующих права, например «Банк авторских прав». Стоит это недорого, процедура очень простая, но при этом бессмысленная. В России работает принцип «Кто успел, тот и съел», в случае судебного разбирательства необходимо будет доказать, что именно ты первым дал публике эту музыку или текст. Здесь может помочь не только регистрация авторских прав, но и банальные принтскрины даты выставления трека на площадках или прочие доказательства. За границей все куда строже.

Так вот каверы. Кавер-исполнители имеют возможность зарабатывать, причем даже вполне неплохо, выступая в различных заведениях, на корпоративах, на мероприятиях, на свадьбах и т. д. Но тут мы возвращаемся к нашему обсуждению образования. Никто от Вас чего не ждет, так это фальши, все должно быть филигранно сыграно и спето, а для этого нужно поучиться и изрядно потренироваться, опять же, поработать над репертуаром, учитывая специфику каждого выступления. Не стоит забывать и о конкуренции, так как таких каверистов пруд пруди, причем с уже состоявшейся хорошей репутацией и абсолютно не имеющих желание отдавать свои хлебные места работы. 

Вывод: хочешь петь и выступать — пой каверы, есть время и деньги на раскрутку своего репертуара — пой свое!

Как раскрутить свое творчество?

И тут одних только собственных усилий будет недостаточно, а вот денег требуется на раскрутку огромное количество. 

Самый простой способ — вложить, скажем, где-то миллион-два в накрутку на всех стриминговых сервисах, «посевы» Вконтакте, рекламу у блогеров и т. д. Еще несколько сотен тысяч потратить на приличный видеоклип. В этом случае на Вас сразу обратят внимание и радиостанции, и телевидение, и крупный лейбл. Многие так и делают. То есть вложиться в рекламу, а народная любовь придет потом, если придет!

Но нужно понимать, что вкладывать деньги надо в качественный и массовый продукт, иначе просто будут деньги выкинуты «на ветер». 

Если финансовых возможностей нет, как у абсолютного большинства музыкантов и  исполнителей, придется ползти со скоростью черепахи к своей славе, которая, надо сказать, может и не наступить.

И мы отлично понимаем, что этим маркетингово-рекламным действиям придется посветить практически ежедневный труд, в поисках того, где и как мелькнуть. Как сейчас мелькаю и я, в надежде на то, что когда-то меня ждет большой успех. 

По теме
Портал «Всем!ру» создает команда неравнодушных и деятельных профессионалов. Спасибо, что остаетесь с нами в это непростое время.
Редакция портала: privet@wsem.ru
Создайте канал и публикуйте статьи и новости бесплатно!