Сложная криминогенная обстановка, вызванная ростом резонансных правонарушений, совершаемых иностранцами на территории Российской Федерации, вызвала ожидаемую реакцию общества и потребовала жёсткого государственного реагирования. Проблема неконтролируемой миграции стала объектом внимания законодательной власти. 27 апреля группа депутатов Государственной Думы внесла в законодательный орган проект закона, предлагающий дополнить действующее законодательство новым миграционным режимом, который авторы обозначили как режим высылки.
Смысл инициативы можно представить, как законодательное ограничение прав иностранных граждан, незаконно находящихся на территории Российской Федерации путем расширения спектра применяемых к ним мер контроля поведения. Ключевой целью вводимого правового режима следует считать мотивтрование иностранцев к соблюдению установленного правопорядка, уважительному отношению к традиционным ценностям народов России. Для этого они должны понять, что их противоправные деяния будут пресекаться, а нарушители порядка будут гарантированно выдворяться за пределы территории Российской Федерации. У них больше не будет возможности свободно использовать фиктивные способов для легализации в России.
Законопроект предусматривает синхронизацию вводимого режима высылки с нормами Закона «Об исполнительном производстве» (ст. 1091) и ряда административных подзаконных актов на уровне Правительства РФ, МВД, ФСБ, Минцифры. Она необходима для реализации процедуры выдворения иностранцев с территории Российской Федерации. Для этой цели статус судебных приставов будет дополнен соответствующими полномочиями.
Стоит отметить, что анонсированные дополнения миграционного законодательства и законодательства об исполнительном производстве носят исключительно правовой характер. Они соответствуют международному принципу взаимности и коррелируют с ч. 3 ст. 55 российской Конституции в части возможности вводить законодательные ограничения прав и свобод человека и гражданина в целях защиты «основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства».
К тому же, введение такого режима предусмотрено подпунктом «е» пункта 12 предложений по реформированию миграционных режимов и института гражданства Российской Федерации, утвержденных Президентом Российской Федерации (перечень поручений от 6 марта 2020 г. No Пр-469). В документе подробно прописаны ограничительные меры, среди которых запрет изменять место жительства или место пребывания в РФ без разрешения соответствующего органа внутренних дел, запрет выезжать за пределы территории субъекта или муниципального образования, где пребывает контролируемое лицо, запреты на управление транспортным средством, на получение водительских прав и т. д.
«Надо сказать, список ограничений довольно внушительный, необходимо только качественно встроить их в действующее законодательство и включить в полной мере механизм контроля и применения соответствующих мер. Только таким путем можно привить мигрантам чувство уважения к традициям и правилам принимающего их государства», — считает эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко.