12 мая 2025 года Вице-премьер Российской Федерации Дмитрий Чернышенко выступил с заявлением о распределении бюджетных мест в высших учебных заведениях на предстоящий учебный год 2025–2026:
«Не менее половины бюджетных мест в российских вузах будет распределяться путем прямого государственного заказа на подготовку специалистов для приоритетных сфер экономики.»
Важнейшие изменения коснулись распределения квот и структуры подготовки специалистов.
- Инженерные специальности: Рост числа бюджетных мест связан с необходимостью готовить специалистов для реализации национальных проектов и поддержания технологического прогресса.
- Медицинские профессии: Важно устранить дефицит специалистов узкого профиля, создающий угрозу качеству здравоохранения.
- Педагогические специальности: Решается острая проблема недостатка квалифицированных педагогов начальной школы и дошкольных учреждений.
- Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ): Отражает тренд цифровизации и информатизации, ставит акцент на развитии компетенций в области программирования, кибербезопасности и искусственного интеллекта.
- Экология и природопользование: Экологическая тематика выходит на первый план ввиду озабоченности глобальной деградацией природы и необходимостью эффективного управления ресурсами.
- Агропромышленный сектор: Современное сельское хозяйство требует инженеров и ученых-биологов, способных модернизировать отрасль и поднять производительность сельского хозяйства.
- Спорт: Спорту уделяется повышенное внимание, отражающее государственную политику в отношении физического воспитания молодёжи и спортивного престижа страны.
Проходные баллы ЕГЭ для поступления на бюджетные места станут жёстче. Ведутся переговоры с образовательными организациями о внедрении новой методики расчёта проходных баллов, которая учтет индивидуальные успехи школьников и уровень подготовки образовательного учреждения.
Распределение бюджетных мест нацелено на удовлетворение потребностей государства в специалистах стратегически важных отраслей и поддержание конкурентоспособности российской образовательной системы на международной арене.
Основное направление реформы заключается в повышении управляемости системой образования, направленной на удовлетворение нужд экономики и рынка труда. Нововведения в сфере бюджетных мест служат индикатором приоритета подготовки специалистов, соответствующих современным требованиям государства и индустрии. Реформа, инициированная Дмитрием Чернышенко, направлена на повышение конкурентоспособности российского образования и обеспечение профессионального соответствия выпускаемых специалистов актуальным нуждам страны.