Новостные ленты дают информацию, вселяющую уверенность в том, что программа развития Российской экономики, анонсированная Президентом перед выборами, работает в полную силу.
Одним из направлений успешного решения экономических задач является выстраивание логистической инфраструктуры. Стратегия реализации определена с учётом геополитических и технологических вызовов, на основе тех социально-экономических задач, которые зафиксированы в Комплексном плане модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2030 года.
Глава государства поставил Правительству задачу создать единый транспортный логистический каркас, способный обеспечивать суверенный товарооборот России с дружественными государствами. Эта задача будет решаться на основе новейших отечественных проектов железнодорожных магистралей, а также при активном участии в перспективных евразийских проектах. Под эти цели разработаны проекты: международный коридор «Север-Юг»; «Северный широтный ход», замыкающий тупиковые ветки, для обеспечения короткого пути по российскому северу; Северо-Сибирская железнодорожная магистраль.
Большие надежды возлагаются на межгосударственное сотрудничество в рамках активно развивающихся евразийских союзов: ШОС, ЕАЭС, БРИКС.
Мы видим, мир меняется и по форме, и по содержанию. Такая трансформация отношений воспринимается как реальность обусловленная, целым рядом факторов, имеющих как объективную, так и субъективную природу. Если попытаться суммировать эти факторы, то получится примерно следующая картина. На глобальном уровне происходит поляризация геополитических интересов. На этом фоне государства, привыкшие к своей гегемонии, пытаются её сохранить, создавая искусственные барьеры процессу развития новых центров экономической и политической силы. В противостоянии в ход идут привычные для бывших колонизаторов санкционные методы, преследующие цель разрушить саму экономическую основу государств, вспомнивших о своем суверенитете. Одним из самых изощрённых способов достижения этой цели является разрушение логистических цепочек, позволяющих реализовывать внешнеэкономические контакты.
Новая реальность интересна тем, что созрели условия для кардинального изменения ситуации. Предшествовавшие ей процессы глобализации, неожиданно даже для её идеологов, создали настолько единый экономический организм, что разрыв связующих нитей оказался крайне болезненным для тех, кто это делает.
В России к ситуации отнеслись как сложной, но, отнюдь, не безнадёжной. Безусловно, отрасль логистики претерпевает существенные изменения как внутри, так и снаружи. Но, очевидно, эти трансформации можно сделать управляемыми и обратить себе во благо. Для этого важно чётко представлять себе модель нового логистического каркаса, его функциональную основу и основные элементы.
Анализ ключевых трендов, формирующих новый логистический ландшафт российской и глобальной экономик, позволяет с определённой долей вероятности спрогнозировать его базовые концепты. Это, прежде всего, адаптация к складывающимся условиям, а, скорее, получение таких преимуществ, которые позволят самим формировать эти условия. Цифровизация и интеллектуализация логистических технологий — процесс необратимый, предполагающий, что в конкурентной борьбе выиграет тот, кто получит эти технологические преимущества. Стремление к устойчивости и экологичности при адаптации национальной экономики к новым торговым путям в новых экономических условиях.
Российские компании приступили к активному развитию интеллектуальных систем в сфере логистики, оптимизируя, таким образом, цепочки поставок и максимально повышая эффективность сделок. В управлении складом и транспортировкой используются цифровые системы WMS и TMS, позволяющие существенно сократить время доставки грузов при одновременном эффективном контроле на всем пути их следования. Использование big data вкупе с их аналитикой — это возможность прогнозировать спрос, планировать запасы, оптимизировать издержки. Инновации должны стать неотъемлемой частью нового логистического каркаса России.
О значимости работы пропускной системы на границах, в тех точках, где начинают функционировать новые логистические маршруты сказал зам.руководителя Комитета Совета Федерации по экономической политике Юрий Федоров. Надзорные процедуры — объективная необходимость, но они не должны негативно влиять на логистический функционал. Два года назад сенаторы заложили правовую основу, позволяющую обеспечить устойчивость транспортно-логистического комплекса России в условиях внешних санкций, разработав механизм привлечения иностранных инвесторов к участию в работе российских перевозчиков, осуществляющих перевозки грузов стратегического назначения.
«Можно констатировать, транспортно-логистическая отрасль России в ближайшей перспективе будет адаптироваться к современным реалиям, на основе взаимовыгодных проектов с дружественными странами выстраивать альтернативные маршруты, стимулировать инновации в логистике», — считает эксперт Ставропольского филиала Президентской академии Геннадий Шевченко