Ставрополь по исторической построй крепости в 1777 г. довольно-таки быстро разрастался. В конце 18 в Ставрополе было уже около сорок улиц, а к середине 19 века более семидесяти.
Неоднократно отмечалось, что Ставрополь стал городом неожиданно, так как основных предпосылок для этого не имел. В связи с этим он становился «не совсем красивый и довольно грязный» (из воспоминаний Дениса Давыдова).
Однако, особенно после падения крепостного права, город разрастался очень быстро. Появилась острая необходимость в обустройстве улиц, дворов.
Первым был вымощен Николаевский проспект. Так же, как и в настоящее время 200 лет назад к приезду «большого начальства», а им стал Царь Николай I, поспешили выложить центральную улицу камнем.
Опыт по мощению дорог в России сложился еще с времен Петра I. Опыт грунтового Петербурга показал, как мостить улицы.
В основу мощения дорог губернского центра брался дикий камень, который укладывали чугунными катками, приведенными с Урала. Гужевым транспортом доставляли щебень, песок, плиты из ракушечника и камни из более твердых пород. Предусмотрены были боковые ямы (канавы) для стока воды. По этой причине при осмотре оставшаяся с тех времен мощёнка кажется выпуклой. Мощёные улицы были долговечны и устойчивы к нашим погодным условиям, камень позволял выдерживать нагрузки груженых повозок и не терять своих качеств. Они доказали свое преимущество перед асфальтом по длительности срока службы.
«Проблема с мощением улиц была постоянной, об этом свидетельствуют заметки в «Ставропольских губернских ведомостях». В них говорится о трудностях проезда по губернскому центру, о «провалах» в грязь колес экипажей и повозок. Жалобы на бездействие управы.
Самым надежным показал себя местный ракушечник. Его укладывали плотно. Настолько надежно, что каменные улицы сохранялись до последних дней. Строили эти улицы умные люди, доверять подобное дело нельзя было случайным рабочим, так как они могли нарушить технологию укладки. Что собственно время и доказало.
Такая дорога долго сохранялась в переулке Интернациональном, но я успела сфотографировать, как она выглядела до ее новой дорожной одежды. Сейчас ее закатали под асфальт.
Современные покрытия конечно сменят наши старые мощеные улицы, но «история под асфальт не уйдет». Тем более некоторые участки, особенно на спусках и переходах от улицы к улице, в старых исторических районах города сохранились. Еще один из поводов пройтись по старым улицам губернского центра и обратить внимание на те артефакты, которые еще доступны для просмотра. По этим сохранившимся «пособиям по истории мощения улиц» губернского Ставрополя можно рассказывать о жизни нашего любимого города», — прокомментировала эксперт Ставропольского филиала РАНХиГС Черномазова Людмила.