Из чего родилась русская литература? Откуда пришли сюжеты, характеры, художественные стили? Какой лейтмотив протянулся через произведения русских авторов IX-XIX вв.?
В этой статье последовательно разберём историю развития писательского мастерства, вспомним выдающиеся литературные памятники и попробуем дать ответ на вопрос: а возможно ли всё это без участия христианской веры?
Образы древнерусской литературы в житиях святых
В первую очередь обратимся к древнерусской литературе, большая часть сюжетов которой была напрямую связана с темой борьбы за религиозную и политическую независимость Руси. Самым популярным жанром IX-XII вв. было житие какого-либо святого. Все они писались по единым стандартам, происходившим из византийских сюжетов. В начале автор, чаще всего анонимный, описывал детство святого: уже в малые годы герой тянется к обучению и отказывается от игр со сверстниками. Повзрослев, он уходит из родного дома, собирает братство и строит монастырь. Будущий святой с радостью принимает страдания, отвергает земные блага и после смерти канонизируется церковью.
Одним из ярких примеров жанра было житие Феодосия Печерского. С юных лет главный герой надевал на себя железный пояс, оставлявший на его теле раны, или уходил в монастырь, чтобы печь хлеб. Узнавая о попытках сына покинуть дом, мать жестоко его избивала, но Феодосий принимал наказания со смирением и благодарностью. Когда будущему святому удалось-таки сбежать, он поселился в пещере, встретил первого ученика и вскоре получил сан игумена. На протяжении долгого времени Феодосий создавал общину и монастырь и всё это время подвергал себя страданиям: голодал, колол ночами дрова, позволял комарам кусать своё тело. После смерти святой Феодосий Печерский был канонизирован. У его благовонных мощей прозревали слепые и поднимались на ноги калеки.
Житие Феодосия Печерского — это одно из первых оригинальных произведений русской литературы, образец канонического русского жития и убедительная демонстрация значимости религии в культуре. Не только в житиях, но и в патериках, словах, поучениях, авторы прославляли служителей православной веры, давали наставления читателям и манифестировали за верховенство духовной власти над светской.
Так, Владимир Мономах в «Поучении детям» призывает молодёжь блюсти основополагающие христианские заповеди: почитание родителей, страсть к знаниям и труду, умение прощать и искренне любить; в «Киево-Печерском патерике» на примере историй из быта монахов монастыря раскрывается ценность братства, порочность жадности и корыстолюбия, описываются божественные чудеса и наказания; в «Сказании о Мамаевом побоище» изображён момент благословения Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве, данное игуменом Сергием Радонежским.
В древнерусской культуре особенно ярко были выражены религиозные мотивы. Центральной фигурой большинства произведений становился святой или православный князь. Литературные каноны заложили основу для дальнейшего культурного развития России.
Похожие тенденции прослеживались и позднее. В период Смуты национальным героем стал патриарх Гермоген, который, подобно Сергию Радонежскому, призывал народ объединить силы, дать отпор интервентам и отстоять суверенитет России. Этот эпизод описан в «Новой повести о преславном Российском царстве». Ратуя за любовь и всепрощение, религиозные деятели тем не менее не могли не поддерживать князей и царей в борьбе за государственные интересы. А князья и цари, в свою очередь, становились положительными героями только в случае глубокого уважения к церкви и традициям. Таким образом, в произведениях соединялись две основополагающие ценности: христианская вера и защита родины.
Самый “религиозный писатель” — Ф. Достоевский
Со временем сугубо религиозный мотив ослаб; в произведениях русских писателей всё более ярко выраженными становились светские тенденции. Но даже литературу XIX-XX вв. невозможно представить без идеи духовного очищения.
Ещё в средней школе мы знакомимся с творчеством Фёдора Михайловича Достоевского — автора, без которого невозможно представить русскую классику и который, по мнению критиков и читателей, является самым «религиозным» писателем.
Его набожность отразилась в неуловимых деталях, диалогах между героями, даже предметах интерьера. Его «любимыми» персонажами неизменно становились персонажи глубоко верующие, а противопоставлялись им — скептики и материалисты, отрицавшие религию вовсе или лицемерно изменявшие заповедям. Первые обыкновенно проходили через лишения и горести, но оставались верны своим убеждениям и в итоге достигали покоя; вторые – оказывались наказаны автором.
Религиозные мотивы Достоевского особенно ярко отразились в его самом известном романе «Преступление и наказание». Текст произведения испещрён отсылками на Священное Писание, а тема духовного возрождения и возвращения на праведный путь становится центральной.
Когда Соня Мармеладова впервые совершает грех, — начинает жить по жёлтому билету, — она получает за свою работу 30 копеек, что не соответствовало действительной зарплате девушки лёгкого поведения — она была значительно ниже. Но те же 30 серебряников получил Иуда Искариот, выдавший Христа первосвященникам.
Впервые Раскольников посещает Соню в четвёртой главе четвёртой части романа — здесь важна нумерация. Он приходит в её тёмную сырую квартиру, но ещё из коридора видит свет лучинки. После долгого разговора главный герой поклонился «всему страданию человеческому» в её лице. Число «четыре» здесь символизирует четыре стороны креста.
Самой дорогой вещью Сони, которую она отдаёт Родиону Романовичу перед его покаянием, является нательный образок, который ей в своё время подарила Лизавета Ивановна, сестра старухи-процентщицы, убитая Раскольниковым.
И это лишь некоторые детали произведения, свидетельствующие о неподдельной набожности автора. В наибольшей степени она отразилась непосредственно в основной идее романа.
Текст Достоевского является глубоким исследованием человеческой души, в котором тема духовного возрождения, самосовершенствования личности становится центральной. Главный герой, Родион Раскольников, убивает сварливую старуху-процентщицу, полагая, что его действия оправданы высокими целями: он планирует ограбить Алёну Ивановну, закончить учёбу и принести пользу обществу. Однако, по мере развития сюжета, он осознаёт, что причинил боль другим людям, совершил непростительный поступок, отняв не только жизнь двух взрослых людей, но и жизнь ещё не начавшуюся (он убивает беременную сестру процентщицы, пришедшую в квартиру во время преступления).
Достоевский мастерски показывает, как преступление разрушает не только жизни жертв, но и душу самого преступника. Раскольников, погружённый в муки совести, начинает осознавать, что его теории о людях «обыкновенных» и «необыкновенных» не имеют под собой моральной основы. В душе Родиона Романовича разворачивается острый внутренний конфликт; собственные мысли доводят героя почти до безумия, и спастись от самого себя ему может помочь только искупление.
Здесь в дело вступает Соня Мармеладова — такая же грешница, отступница, тем не менее, «спасающая» Раскольникова. Соня идёт на преступление ради своей бедной семьи: отца-пьяницы, больной чахоткой матери, голодающих братьев и сестёр. Неоднократно она отдаёт весь заработок отцу, Семёну Захаровичу, который тут же его пропивает, но даже после этого продолжает относиться к родным с безусловной любовью. Свет лучинки из её комнаты напоминает Раскольникову о том, что даже в беспросветной тьме можно найти утешение. На столе Сони лежит Евангелие, которое она вслух читает главному герою. Глава о воскрешении Лазаря даёт Родиону надежду на прощение и покой.
Именно Соня отправляет Раскольникова на площадь для публичного покаяния, дарит ему образок, а потом и вовсе отправляется с ним на каторгу. Её мать умирает, братья и сёстры вынуждены жить с чужими семьями, а она следует за убийцей и несколько лет спустя возвращает ему чувство душевного равновесия.
Становление на истинный путь для Раскольникова оказывается возможным только через признание своих ошибок и искупление. В финале романа он начинает осознавать, что только через страдание и покаяние можно достичь внутренней гармонии. И в этом звучит смелый религиозный мотив, без которого невозможен ни Достоевский, ни русская классика в целом.
Итак, мы прошлись по полотну литературы IX-XIX вв. и убедились в том, что христианская вера всегда оставалась неотъемлемой частью каждого произведения. Религиозные мотивы раскрывали персонажей, двигали сюжет и давали наставления читателям.