Победить в СВО

Древнерусская рукопись

Из чего родилась русская литература? Откуда пришли сюжеты, характеры, художественные стили? Какой лейтмотив протянулся через произведения русских авторов IX-XIX вв.? 

В этой статье последовательно разберём историю развития писательского мастерства, вспомним выдающиеся литературные памятники и попробуем дать ответ на вопрос: а возможно ли всё это без участия христианской веры?

Образы древнерусской литературы в житиях святых

В первую очередь обратимся к древнерусской литературе, большая часть сюжетов которой была напрямую связана с темой борьбы за религиозную и политическую независимость Руси. Самым популярным жанром IX-XII вв. было житие какого-либо святого. Все они писались по единым стандартам, происходившим из византийских сюжетов. В начале автор, чаще всего анонимный, описывал детство святого: уже в малые годы герой тянется к обучению и отказывается от игр со сверстниками. Повзрослев, он уходит из родного дома, собирает братство и строит монастырь. Будущий святой с радостью принимает страдания, отвергает земные блага и после смерти канонизируется церковью.

Одним из ярких примеров жанра было житие Феодосия Печерского. С юных лет главный герой надевал на себя железный пояс, оставлявший на его теле раны, или уходил в монастырь, чтобы печь хлеб. Узнавая о попытках сына покинуть дом, мать жестоко его избивала, но Феодосий принимал наказания со смирением и благодарностью. Когда будущему святому удалось-таки сбежать, он поселился в пещере, встретил первого ученика и вскоре получил сан игумена. На протяжении долгого времени Феодосий создавал общину и монастырь и всё это время подвергал себя страданиям: голодал, колол ночами дрова, позволял комарам кусать своё тело. После смерти святой Феодосий Печерский был канонизирован. У его благовонных мощей прозревали слепые и поднимались на ноги калеки.

Житие Феодосия Печерского — это одно из первых оригинальных произведений русской литературы, образец канонического русского жития и убедительная демонстрация значимости религии в культуре. Не только в житиях, но и в патериках, словах, поучениях, авторы прославляли служителей православной веры, давали наставления читателям и манифестировали за верховенство духовной власти над светской. 

Так, Владимир Мономах в «Поучении детям» призывает молодёжь блюсти основополагающие христианские заповеди: почитание родителей, страсть к знаниям и труду, умение прощать и искренне любить; в «Киево-Печерском патерике» на примере историй из быта монахов монастыря раскрывается ценность братства, порочность жадности и корыстолюбия, описываются божественные чудеса и наказания; в «Сказании о Мамаевом побоище» изображён момент благословения Дмитрия Донского на победу в Куликовской битве, данное игуменом Сергием Радонежским.

В древнерусской культуре особенно ярко были выражены религиозные мотивы. Центральной фигурой большинства произведений становился святой или православный князь. Литературные каноны заложили основу для дальнейшего культурного развития России.

Похожие тенденции прослеживались и позднее. В период Смуты национальным героем стал патриарх Гермоген, который, подобно Сергию Радонежскому, призывал народ объединить силы, дать отпор интервентам и отстоять суверенитет России. Этот эпизод описан в «Новой повести о преславном Российском царстве». Ратуя за любовь и всепрощение, религиозные деятели тем не менее не могли не поддерживать князей и царей в борьбе за государственные интересы. А князья и цари, в свою очередь, становились положительными героями только в случае глубокого уважения к церкви и традициям. Таким образом, в произведениях соединялись две основополагающие ценности: христианская вера и защита родины.

Самый “религиозный писатель” — Ф. Достоевский

Со временем сугубо религиозный мотив ослаб; в произведениях русских писателей всё более ярко выраженными становились светские тенденции. Но даже литературу XIX-XX вв. невозможно представить без идеи духовного очищения.

Ещё в средней школе мы знакомимся с творчеством Фёдора Михайловича Достоевскогоавтора, без которого невозможно представить русскую классику и который, по мнению критиков и читателей, является самым «религиозным» писателем. 

Его набожность отразилась в неуловимых деталях, диалогах между героями, даже предметах интерьера. Его «любимыми» персонажами неизменно становились персонажи глубоко верующие, а противопоставлялись им — скептики и материалисты, отрицавшие религию вовсе или лицемерно изменявшие заповедям. Первые обыкновенно проходили через лишения и горести, но оставались верны своим убеждениям и в итоге достигали покоя; вторые – оказывались наказаны автором.

Религиозные мотивы Достоевского особенно ярко отразились в его самом известном романе «Преступление и наказание». Текст произведения испещрён отсылками на Священное Писание, а тема духовного возрождения и возвращения на праведный путь становится центральной.

Когда Соня Мармеладова впервые совершает грех, — начинает жить по жёлтому билету, — она получает за свою работу 30 копеек, что не соответствовало действительной зарплате девушки лёгкого поведения — она была значительно ниже. Но те же 30 серебряников получил Иуда Искариот, выдавший Христа первосвященникам. 

Впервые Раскольников посещает Соню в четвёртой главе четвёртой части романа — здесь важна нумерация. Он приходит в её тёмную сырую квартиру, но ещё из коридора видит свет лучинки. После долгого разговора главный герой поклонился «всему страданию человеческому» в её лице. Число «четыре» здесь символизирует четыре стороны креста.

Самой дорогой вещью Сони, которую она отдаёт Родиону Романовичу перед его покаянием, является нательный образок, который ей в своё время подарила Лизавета Ивановна, сестра старухи-процентщицы, убитая Раскольниковым.

И это лишь некоторые детали произведения, свидетельствующие о неподдельной набожности автора. В наибольшей степени она отразилась непосредственно в основной идее романа. 

Текст Достоевского является глубоким исследованием человеческой души, в котором тема духовного возрождения, самосовершенствования личности становится центральной. Главный герой, Родион Раскольников, убивает сварливую старуху-процентщицу, полагая, что его действия оправданы высокими целями: он планирует ограбить Алёну Ивановну, закончить учёбу и принести пользу обществу. Однако, по мере развития сюжета, он осознаёт, что причинил боль другим людям, совершил непростительный поступок, отняв не только жизнь двух взрослых людей, но и жизнь ещё не начавшуюся (он убивает беременную сестру процентщицы, пришедшую в квартиру во время преступления). 

Достоевский мастерски показывает, как преступление разрушает не только жизни жертв, но и душу самого преступника. Раскольников, погружённый в муки совести, начинает осознавать, что его теории о людях «обыкновенных» и «необыкновенных» не имеют под собой моральной основы. В душе Родиона Романовича разворачивается острый внутренний конфликт; собственные мысли доводят героя почти до безумия, и спастись от самого себя ему может помочь только искупление. 

Здесь в дело вступает Соня Мармеладова — такая же грешница, отступница, тем не менее, «спасающая» Раскольникова. Соня идёт на преступление ради своей бедной семьи: отца-пьяницы, больной чахоткой матери, голодающих братьев и сестёр. Неоднократно она отдаёт весь заработок отцу, Семёну Захаровичу, который тут же его пропивает, но даже после этого продолжает относиться к родным с безусловной любовью. Свет лучинки из её комнаты напоминает Раскольникову о том, что даже в беспросветной тьме можно найти утешение. На столе Сони лежит Евангелие, которое она вслух читает главному герою. Глава о воскрешении Лазаря даёт Родиону надежду на прощение и покой.

Именно Соня отправляет Раскольникова на площадь для публичного покаяния, дарит ему образок, а потом и вовсе отправляется с ним на каторгу. Её мать умирает, братья и сёстры вынуждены жить с чужими семьями, а она следует за убийцей и несколько лет спустя возвращает ему чувство душевного равновесия.

Становление на истинный путь для Раскольникова оказывается возможным только через признание своих ошибок и искупление. В финале романа он начинает осознавать, что только через страдание и покаяние можно достичь внутренней гармонии. И в этом звучит смелый религиозный мотив, без которого невозможен ни Достоевский, ни русская классика в целом.

Итак, мы прошлись по полотну литературы IX-XIX вв. и убедились в том, что христианская вера всегда оставалась неотъемлемой частью каждого произведения. Религиозные мотивы раскрывали персонажей, двигали сюжет и давали наставления читателям.

Лаврова Вера Владимировна
Автор: Вера Лаврова
Последние публикации автора


Анализируем выступление Эльвиры Набиулиной: в интересах какой страны работает Центробанк?

Депутат Евгений Фёдоров прокомментировал выступление Эльвиры Набиуллиной на Финансовом конгрессе Банка России

Главное из выступления Эльвиры Набиуллиной . О замедлении экономики. Мы впервые, пожалуй, проходим через период именно циклического перегрева с циклическим охлаждением. Кажется, что это замедление происходит из-за денежно-кредитной политики, во всем виновата денежно-кредитная политика. Но все-таки высокая ставка наша возникла не из воздуха, это не ... Читать 3 мин.

Анализируем выступление Эльвиры Набиулиной: в интересах какой страны работает Центробанк?

Телефонный разговор Путина и Трампа 3 июля 2025

После возвращения Трампа на пост президента, между лидерами России и США состоялось уже пять телефонных разговоров. В июне президенты разговаривали 4 и 14 июня.

Разговор сегодня, 3 июля был запланированным. Дональд Трамп начал с того, что проинформировал об успешном прохождении в конгрессе США о налоговой и миграционной реформе.Владимир Путин пожелал Трампу успехов и поздравил с Днем Независимости и напомнил, что Россия сыграла не последнюю роль в становлении американской государственности. Наши страны связаны ... Читать 1 мин.

Телефонный разговор Путина и Трампа 3 июля 2025

Сколько будем платить: повышение стоимости коммунальных услуг

С 1 июля повышаются тарифы на коммунальные услуги: конкретные цифры. Разъяснения Минстроя и ФАС.

Каждое муниципальное образование будет руководствоваться своим индексом изменения тарифов, установленным главой региона. Эти индексы должны соответствовать параметрам, утвержденным Правительством РФ Распоряжением от 15 ноября 2024 г. № 3287-р.С 1 июля в России тарифы ЖКХ вырастут на 15–22,8%: Холодная вода — 65,77 ₽ за кубометр (+ 8,4 ₽);Горячая вода — ... Читать 2 мин.

Сколько будем платить: повышение стоимости коммунальных услуг

Телефонные переговоры Путина и Макрона

Впервые за последние три года, по инициативе Эмануэля Макрона состоялся телефонный разговор двух президентов.

Звонок Макрона — это сигнал, что Европа, в тупике. Трамп “сливается”, а с Россией надо что‑то решать.Основные темы, которые были затронуты в беседе, носившей содержательный характер — Украина и война Израиля и Ирана. Главы государств подробно обсудили ситуацию на Ближнем Востоке в контексте ирано-израильской конфронтации и американских ударов ... Читать 1 мин.

Телефонные переговоры Путина и Макрона
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
30.06.2025
Внезапный страх: что такое паническая атака и как с ней справиться?
Рассказывает Вера Борисовна Никишина, доктор психологических наук, профессор, директор Инс...
Wsem обо Всём
РНИМУ им. Н. И. Пирогова
04.07.2025
Влияние колы на образование камней
на вопросы отвечает Владислав Валентинович Сепп, кандидат фармакологических наук, доцент к...
Wsem обо Всём
Елена Старцева
18.06.2025
День рождения  «Клуба Миллионеров»: Максиму Темченко присвоено ученое звание Профессора Образования
«Клубу Миллионеров» исполнилось 16 лет.
CryptoRobotics
CryptoRobotics
01.07.2025
Cointelegraph выходит на рынок СНГ: запущена русскоязычная редакция при участии CEO CryptoRobotics Ивана Щербакова
Криптовалютное издание Cointelegraph объявило о запуске русскоязычной версии своего ресурс...
Свякова Софья Алексеевна
Свякова Софья Алексеевна
05.07.2025
Города с тайной: 5 мистических уголков России, где оживают легенды
Одиночкам туда лучше не ехать: 5 мистических городов России, где до сих пор шепчут легенды...
Титкова Василиса Михайловна
Титкова Василиса Михайловна
04.07.2025
Почему мы обожаем удалять переписки и что это говорит о нашей цифровой жизни
Многие из нас испытывают непреодолимое желание очищать историю чатов — будь то с близкими ...
Караку Лариса
Лариса Караку
30.06.2025
Когда дерзость побеждает классику: как DreamWorks с помощью Лорда Фаркуада публично ударил Disney по самолюбию и переписал правила анимации
Премьера «Шрека» в 2001 году стала поворотной точкой: DreamWorks не просто выпустил мультф...