Многие хотели бы написать книгу — когда-нибудь. Но у большинства людей это желание почему-то навсегда остаётся на уровне фразы.
И дело не в отсутствии времени или вдохновения.
Есть гораздо более тонкие и устойчивые барьеры, которые формируются годами, самостоятельно или с помощью окружающих, — и мешают начать писать или продолжать, даже если ты уже начал.
В этой статье мы рассмотрим 10 наиболее типичных убеждений, которые тормозят людей на писательском пути чаще всего.
1. «Писателем нужно родиться»
Это один из самых живучих мифов. Будто каким-то людям при рождении сообщили некий писательский код, без которого лучше не пробовать. На практике писательство — это навык, как и любой другой. У кого‑то он развивается быстрее, у кого‑то медленнее. Главное — не ждать, что тебя однажды озарит, а работать и пробовать свои силы.
2. «Сначала найду издателя — потом начну писать серьёзно»
Искать издателя на стадии идеи — всё равно, что пытаться построить стены без фундамента. К сожалению, редкое издательство согласится издать малоперспективную книгу, написанную с целью «пробы пера».
3. «Писательство — это хобби, несерьёзное занятие»
Не всегда книга может принести её автору баснословные суммы денег. Из‑за этого писательский труд часто низводят до уровня хобби или даже досуга. Тем не менее, создание книги требует не меньших усилий, чем любой другой интеллектуальный продукт. Независимо от того, приносит ли она деньги или нет. Точнее так, монетизация книг — несколько иной вопрос, безусловно, связанный с писательством. Но не являющийся критерием, определяющим профессию.
4. «Если мои книги не станут популярными, значит, я неудачник»
Популярность — не показатель качества автора и его литературного уровня. Популярность — показатель востребованности данной работы на определённом рынке. Востребованность рынка определяет издательство, исходя из прогноза будущих продаж конкретной книги, основанном на статистических данных в аналогичной нише. Поэтому, если книга написана хорошо, но не стала бестселлером, может оказаться, что это просто так называемый «неформат». То есть, книга, которой интересуется не такой большой процент людей.
5. «Настоящие писатели пишут не ради денег»
Часто романтизируют образ бедного художника, которому «нельзя» хотеть признания или оплаты. Но и это тоже миф. Писатели, которые говорят, что не работают ради денег, скорее всего, так утверждают потому, что уже хорошо зарабатывают на своем творчестве. И выработали определённую привычку не замечать того, что кажется им естественным. Либо пишут ещё ради чего-то, например, популяризации какой-то идеи или продвижения с помощью книг.
6. «Если тебя не заметили сразу — уже не заметят»
В литературе почти не бывает мгновенного успеха. Как раз наоборот, успех с первой книги кроет в себе немало скрытых рисков прежде всего для самого автора. Чаще всего, писательский успех имеет устойчивый характер и приходит к читателю лишь через несколько книг. Этих книг может быть три, а может быть и двадцать три. Главное — удержать мотивацию до этого момента.
7. «Чтобы быть писателем, нужно быть публичным человеком»
Многие уверены, что нужно активно выступать, вести блоги, продвигаться. Да, это помогает. Но решает всё равно текст. И есть множество авторов, которых читатели увидели лишь после того, как их книги обрели популярность.
8. «Интернет мешает писать»
Он действительно может отвлекать — если интересоваться только развлекательным контентом. Но интернет — также и мощная образовательная площадка. Главное, правильно определить свои задачи.
9. «Скромность мешает пробиться»
Заявлять о себе необходимо. Но представление о том, что в писательском мире непременно нужно «пробиться», интенсивно работая локтями, иначе ты излишне скромный – ошибочно. В писательском мире, как и в любой другой профессии — наиболее красноречивыми являются поступки.
10. «Только произведения известных классиков заслуживают внимания.»
Многие авторы это слышали: «Я читаю только тех авторов, которые уже умерли». И думают, что не смогут найти свою аудиторию, потому что разделяют мнение, что книга попадает в разряд классики не просто так. Это правда. Но классическая литература закрывает лишь часть потребностей книжного рынка. И есть достаточно большая группа людей, которая интересуется современной литературой. Более того, часто бывает, что со временем предпочтения людей также меняются.