В настоящее время достаточно пристальное внимание со стороны государства уделяется стратегическому развитию университетов.
Проводимые реформы позволили сформировать необходимое количество образовательных организаций высшего образования и приоритетных направлений подготовки, с учётом выделяемых средств и региональных потребностей.
В результате подобных процессов были определены такие ключевые категории как «федеральный университет» и «национальный исследовательский университет».
Образовательная стратегия, которая сочетает в себе интерес государства, общества и индивида, формирует новую образовательную среду, в которой выстраиваются не только субъектно — объектные отношения между преподавателем и обучающимся, но и субъектно — субъектные отношения, развивающие индивидуальные предпочтения человека, является эффективной и способствует реализации национальных целей развития страны.
Реализация субъектно — субъектных отношений осуществляется не в отдельно взятой образовательной организации, а в многомерном образовательном пространстве, в котором есть и преемственность уровней образования, и возможность приобретения дополнительных профессиональных навыков и компетенций, а также знакомится с новыми трендами развития.
В основе данного пространства лежать содержательные аспекты образовательного уровня, взаимодействия с научными организациями, выпускниками, работодателями. В результате чего может быть разработана дорожная карта для отдельного индивида, на основе которой формируется образовательная траектория. Мы не исключаем возможность при разработке траектории использования искусственного интеллекта, который даст «подсказку», проанализировав многомерные характеристики образовательной среды с учётом индивидуальных потребностей и предпочтений.
Формирование индивидуальной образовательной траектории — это только первая ступень, которая позволяет человеку двигаться в образовательной среде. Для государства и общества ещё очень важным моментом является скорость продвижения обучающегося по данной траектории, и здесь также должны совпадать интересы и возможности индивида, государства, общества и образовательных организаций.