Интерес к инвестициям в иностранные компании неминуемо возрастает в массах в периоды, когда в собственной экономике страны возникают проблемы, и внутренние инвестиционные продукты начинают выглядеть блекло на фоне возможности получения доходности в “валюте”.

Ещё несколько лет назад такие слова, как “венчур” или “IPO” в общей массе людей могли счесть за грубость, но инвестиции уверенно интегрируются в нашу жизнь. Мы учимся не только новым словам, но и новым инвестиционным инструментам, познавая многогранный мир инвестиций.

ПО ТЕМЕ — Куда инвестировать во время кризиса, чтобы прогореть

Инвестиция денег в компанию: что такое IPO?

Если уж мы будем говорить об инвестициях в Pre-IPO, то полагаю, что необходимо разобраться в первопричине, намек на который даёт само название этого трендового течения в инвестициях.

Последние два года, на профессиональном рынке произошел бум IPO, новый продукт, так понравившийся нашим соотечественникам за его доходность.

IPO (initial public offering) — первичное публичное размещение акций компании на бирже. Часто можно услышать: «компания вышла на IPO», «компания провела IPO». Все компании, которые торгуются на бирже (неважно в какой стране), попали туда через процедуру IPO.

Участие в IPO — подписка на акции компании до публичного размещения. Инвестор подписывается на получение бумаг на определенную сумму по определенной цене. Например, 25,000$ за 1000 акций компании по цене 25$ за штуку. Интерес инвестора в данном случае — рост котировок после размещения на бирже. В первый день торгов можно увидеть рост бумаг на десятки процентов.

Примеры удачных IPO: Pinterest, Zoom.

Пример неудачного IPO — Facebook (падение на 40% в первый год).

Аллокация — один из мультипликаторов возможной доходности по сделкам IPO, который говорит о том, какое количество акций из подписки вы получите по итогу. То есть акции компании имеют ограниченное количество и когда желающих их приобрести становится большое количество, то удовлетворить спрос становится невозможно. Для этого гипотетическая доля участия каждого желающего урезается до тех пор, пока каждый не получит по маленькому кусочку “пирога”.

Как и инвестиционные инструменты, данный тоже имеет характерные риски. К примеру, в первый день торгов акции только что вышедшей на биржу компании могут быть крайне волатильными. Возможен как сильный рост (+10-50-80% и выше), так и аналогичное падение. Инвестор не имеет возможности выйти из позиции (продать бумаги) до окончания лок-ап периода. Как правило, вы не можете продать бумаги в течении 3‑х месяцев. Соответственно, вы являетесь заложником рисков на протяжении этого срока.

Однако, в 2019-2020 годах данный инструмент шикарно зарекомендовал себя в кругах квалифицированных инвесторов, показывая доходность 150% годовых и более (это не значит, что отрицательной доходности по сделкам или портфелям инвесторов не было).

Нюансы работы с этим инструментом, по большей части в связи с сокращением аллокации в многообещающих размещениях, заставили инвестора взглянуть на альтернативные продукты и в частности на Pre IPO.

Инвестиции в компании: что такое pre-IPO?

Глобально сделки по покупке акций компаний можно разделить на две стадии - биржевые и небиржевые (otc — over the counter). Большинство OTC совершаются между двумя сторонами и часто обрабатываются через дилерскую сеть. Внебиржевые торги меньше регулируются, нежели биржевые. Это создает не только ряд возможностей для инвесторов, но и большие риски.

ПО ТЕМЕ — Что значит ключевая ставка Центробанка и как она влияет на инвестиции

Инвестиционный инструмент, предоставляющий инвесторам доступ к акциям частных компаний не прошедших процедуру IPO, обладающих высокой капитализацией и которые заявили о готовности в ближайшее будущее пройти процедуру первичного размещения, называется Pre-IPO.

Компания, которая хочет торговаться на бирже, имеет возможность попасть туда 3 способами: через первичное публичное размещение, прямой листинг (DPO - Direct Public Offering) и путём слияния со SPAC (special-purpose acquisition company). Любая компания, заявляющая о выходе на биржу, попадает под интерес инвестора стадии Pre-IPO.

К примеру, в прошлом году моей командой было совершено 6 внебиржевых сделок по покупке акций компаний, готовящихся к выходу на IPO. Доходность нашего портфеля составила 131%. Главное при работе с этим инструментам - обращать внимание на зажигающиеся звёзды. Необходимо быть на шаг впереди рынка. В этом помогает интуиция (скорее нет, чем да), а ещё команда аналитиков и умение “слышать” рынок. В тот момент, когда из каждого столба трубят о том, что компания готовится выйти на IPO и имеет шикарные для этого показатели — момент упущен. Этим сильно отличаются логика инвестирования в частные компании в сравнении с публичными.

Физически процесс сделки выглядит так: компания инвестиционный советник, фонд или брокерская компания предлагают участие во внебиржевой сделке по покупке акций компании. Собирается синдикат (объединение инвесторов для совместного инвестирования), либо ПИФ (паевый инвестиционный фонд), инвестор вносит деньги насчёт данной структуры и производится внебиржевая сделка по покупке акций желаемой компании при прохождении необходимых процессуальных норм. Дальше, в зависимости от “провайдера” услуги, новоиспеченный обладатель дериватива (т.к. непосредственным обладателем и распорядителем акции является синдикат/ПИФ), может только получать радующую или не очень информацию о прогрессе компании и возможных сроках exit (выхода) по данной сделке.

Весомым плюсом данного инвестиционного инструмента является отсутствие аллокаций как таковых. Это значит, что сумма, которую вы намереваетесь инвестировать, будет на 100% конвертирована в акции желаемой компании.

Не стоит забывать и о нюансах внебиржевых сделок. Представьте ситуацию, лето 2020 года, вы находите “лакомый кусочек” — акции известной внебиржевой компании по отличной цене, договариваетесь о сделке, и, казалось бы, что может вам помешать? Всего аббревиатура из 4 букв и огромная проблема для любителей otc сделок. ROFR - Right of first refusal или нашим языком - право первого отказа. Это договорное право, которое дает его владельцу возможность заключить коммерческую сделку с владельцем чего-либо в соответствии с указанными условиями до того, как владелец получит право заключить эту сделку с третьим лицом. Применимо к нашей теме - возможность инвесторов, находящихся на “борту”, выкупить предлагаемые акции по той же цене.

У каждой компании имеется Captable (Capitalization Table) — реестр держателей акций, содержащий большое количество информации и дающий право находящимся там осуществить право ROFR. Данная процедура не обязательна, и компании не связаны законодательно обязательством её применения, но для баланса прав инвесторов ранних стадий, а также с целью большей инвестиционной привлекательности компании, на тех стадиях, когда риски высоки, зачастую компании используют в своих уставных документах описание этой процедуры и обязывают участников находящихся в Captable к её прохождению. Как правило, после изъявления желания одного из участников о продаже акций и уведомлении остальных акционеров, даётся 21 календарный день для процессуального урегулирования данного вопроса.

По прошествии срока (он также указывается в уставных документах компании), желающий продать, как и желающий купить акции, при отсутствии желающих осуществить право ROFR, могут открывать шампанское и отмечать сделку, попутно меняясь местами в Captable.

Конечно же возможность не получить акции, ощущение “упущенной выгоды” несколько расстраивает, но вспоминаем один из основных постулатов инвестиций - “сохрани” и на душе становится легче. В этом, как и в прочих инвестиционных инструментах, присутствуют риски:

-      Первый и главный риск - задержки в выходе или отказ от выхода компании на биржу;

-      Акции торгуются только в частном порядке, а значит существует проблема обеспечения ликвидности;

-      Публичные компании обязаны соблюдать многие федеральные и государственные нормативные акты, в отличие от частных.

-      Не всегда есть четкие дедлайны перехода компании из pre-IPO в IPO стадию.

Снижаем риски инвестиций: pre-IPO

Несмотря на все указанные риски, данный инструмент дарит безграничные возможности профессионалам внебиржевого рынка. А что же отличает профессионала от любителя? Знание правил и законов, которым он неукоснительно следует в своей стратегии.

Ниже я напишу критерии, которые мы предъявляем к выбираемым компаниям. Даже придерживаясь только правила инвестирования в компании, подходящие под данные критерии, вы уже сможете кратно снизить инвестиционные риски:

-      оценка компании на последнем раунде должна быть не меньше $1 млрд.;

-      рост бизнеса не менее 25% год к году;

-      суммарный объем привлеченных венчурных инвестиций компанией должен быть не менее $150 млн.;

-      Наличие среди инвесторов компании крупнейших международных венчурных фондов и лидеров индустрии;

-      потенциал роста капитализации компании до выхода на биржу не менее 100%.

Активный рынок работы с данным инвестиционным инструментом  — США. Большое количество листингов на американских биржах. Несмотря на это, периодически, рынок даёт возможность полакомиться шикарными предложениями из Европы и Азии.

В заключении хотелось бы сказать, что каждому инвестору, вне зависимости от капитала и опыта, найдётся своя стратегия инвестирования. Нет плохих или хороших инвестиционных инструментов (мы говорим про рамки закона), есть неправильно выбранная стратегия и отсутствие дисциплины. Всем профитов!

Автор: Вячеслав Теремец, собственник бизнеса: инвестиционный консалтинг и развитие бизнеса, инвестиционный фонд . Инвестиционный директор компании «NUTSON». Занимается развитием и масштабированием стартапов. Консультирует венчурные стартапы по вопросам развития и привлечения инвестиций.
 

По теме