По данным мониторинга Минфина РФ, объём госзакупок в I квартале 2025 года достиг 2,97 трлн рублей, что на 17% превышает показатели аналогичного периода предыдущего года. Этот рост сопровождается качественными изменениями в структуре закупок, включая сокращение доли процедур с ограничениями для иностранных поставщиков с 57,8% до 49,9% в количественном выражении и с 724 млрд до 603 млрд рублей в стоимостном. Наблюдается переориентация закупочной политики в сторону большей открытости рынка при сохранении приоритета российских товаров, доля которых в поставках увеличилась с 60% до 66% в стоимостном выражении.
Электронные аукционы сохраняют лидирующие позиции как наиболее распространённая форма закупочных процедур, составив 1,46 трлн рублей из общего объёма. При этом отмечается стремительное развитие альтернативных механизмов, таких как «закупки с полки», объём которых вырос на 68% в количественном и на 69% в стоимостном выражении. Параллельно фиксируется увеличение числа несостоявшихся закупок на 19,6%, что может свидетельствовать как о росте требований заказчиков, так и об изменении рыночной конъюнктуры. Особого внимания заслуживает увеличение на 61,5% объёма контрактов с единственными поставщиками, достигшего 897 млрд рублей, что частично объясняется расширением применения исключительных случаев, предусмотренных решениями правительства и региональных властей.
В сфере закупок госкомпаниями у субъектов МСП наблюдается противоречивая динамика. Формальные показатели Минфина фиксируют незначительное снижение объёма до 601 млрд рублей, однако данные Корпорации МСП, учитывающие закупки санкционных компаний, свидетельствуют о реальном объёме около 1,84 трлн рублей. Это расхождение подчёркивает существующие проблемы в методологии учета и необходимость совершенствования системы мониторинга. Сохраняется значительный разрыв между объявленными (530 млрд рублей) и состоявшимися (226 млрд рублей) специальными торгами для МСП, что указывает на необходимость оптимизации механизма резервирования закупок для малого бизнеса.