Ностальгические воспоминания
Жизнь пролетает быстро. Незаметно подошло время, когда мои родители, будь они долгожителями, могли бы отметить свой столетний юбилей. Однако мне не хочется писать об этом в обычном стиле, тем более что 2025 год ознаменован другой, великой датой — 80-летием Победы в Великой Отечественной войне.
С временем окончания войны совпадает и 80-летие встречи моих родителей, подарившей им любовь, которая пронизала всю их совместную жизнь.
Биография Владимира Бирюкова
Мои родители — Владимир Георгиевич Бирюков и Татьяна Ивановна Бирюкова (в девичестве Платонова) — каждый на своем фронте внесли вклад в борьбу за освобождение страны.
Владимир Бирюков родился в поселке Колюбакино Рузского края. Юношей он был творчески одарен: писал стихи, хорошо рисовал, участвовал в школьной самодеятельности. Он пережил оккупацию 1941 года, видел трагедию своего народа и участвовал в первом этапе восстановления Колюбакинского игольного завода. В 1942 году, в 16 лет, он вступил в Рузский истребительный батальон, защищавший район от диверсантов. С 17 лет — в армии. Окончив курсы телефониста-морзиста, он попал на Белорусский фронт. Более полутора лет Владимир воевал на передовой, развертывал блиндажи, оборудовал их средствами связи, жил зимой в землянках, так как линия фронта постоянно менялась. Он прокладывал кабели для телефонной связи командования, обеспечивая передачу приказов. При освобождении Беларуси, в ходе операции «Багратион», в конце июня 1944 года Владимир Бирюков был тяжело ранен в ногу, получил инвалидность и вернулся домой, в Колюбакино.
Биография Татьяны Платоновой
Тем временем Татьяна Платонова весной 1942 года, в семнадцать лет, окончила Покровское педагогическое училище и была распределена в Рузский район, а затем — в Колюбакинскую семилетнюю школу.
В годы войны советское учительство выполняло поистине историческую миссию. Педагоги брали на себя все тяготы обучения и воспитания миллионов детей в невыносимых условиях военного времени. Для многих учеников учителя заменяли семью, пока матери работали на заводах, а отцы сражались на фронте.
После оккупации школа ютилась в плохо оборудованном бараке, поскольку фашисты разрушили недавно построенное большое двухэтажное кирпичное здание. В младших классах занималось до сорока детей разного возраста. Ученики и педагоги часто голодали из-за проблем с подвозом продуктов. Однако учебный процесс не прерывался. Молодая учительница Татьяна Ивановна быстро осваивала специальность педагога и пионервожатой, начав свой путь с преподавания в младших классах.
В школе в то время работали еще три молодые учительницы почти одного возраста с Татьяной. Они быстро подружились и, помимо педагогического труда, взяли на себя миссию культурного просвещения жителей поселка.
Был создан театральный коллектив, который выступал в местном клубе со сценами из известных спектаклей. Труппа гастролировала и по окрестным деревням. В коллектив, кроме Татьяны Платоновой, вошли её сестра Екатерина Ивановна Платонова, Клавдия Васильевна Гаврилова и Тамара Николаевна Федотова. Их постановки, пронизанные гордостью за Родину, а иногда и основанные на смешных эпизодах, давали жителям Колюбакино возможность на время забыть об ужасах войны.
Любовь, совместная жизнь и педагогический труд
В начале 1945 года Владимир Бирюков, не способный из-за ранения работать на заводе, стал военруком в школе. Он быстро влился в коллектив молодых учителей и, благодаря своему артистическому таланту, занял ведущую роль в выборе театральных постановок. И вот грянуло 9 мая — День Победы! В своем дневнике Татьяна Ивановна описала события того светлого дня. Тогда же была сделана фотография пятерых счастливых молодых педагогов, которые начали строить планы на новую, мирную жизнь.
Затем последовали годы педагогического труда. До пенсионного возраста в Колюбакинской школе проработали Клавдия Васильевна Фураева (Гаврилова), преподававшая географию, и Тамара Николаевна Гаврилова (Федотова), учитель биологии и географии. Екатерина Ивановна Веденеева (Платонова) работала в Колюбакинской школе до 1970 года, а затем до пенсии — воспитателем в Тучковской санаторно-оздоровительной школе.
Владимир Бирюков, под влиянием сильного чувства к Татьяне Платоновой, остался работать в школе, отказавшись от мечты стать поэтом. Они создали семью и продолжали трудиться в школах Колюбакино.
Татьяна окончила Московский педагогический институт и стала преподавателем химии и биологии. Владимир сначала окончил Егорьевское педагогическое училище, а затем — Московский педагогический институт, став учителем русского языка и литературы.
Проработав в школе 10 лет, он стал директором Колюбакинской школы рабочей молодежи. В 1967 году его перевели в город Рузу на должность заместителя председателя исполкома. Татьяна Ивановна Бирюкова также переехала в Рузу и стала преподавателем Рузского медицинского училища. В 1977 году семья перебралась на станцию Тучково, куда Владимира Георгиевича назначили директором Тучковского автомобильного техникума. Татьяна Ивановна стала работать воспитателем в Тучковской санаторно-оздоровительной школе.
Можно много говорить о наградах, почетных грамотах и любви учеников к этим педагогам. Например, Владимир Георгиевич на всех этапах жизни писал стихи, поэмы, занимался публицистикой. Им создано около 800 поэтических произведений. В Рузе он выступал в народном театре. А на посту в Рузском исполкоме он курировал вопросы культуры, образования, здравоохранения, спорта и более двадцати других направлений жизни Рузского района.
Его ученик А. А. Данилин написал о своем учителе книгу «Человек чести». Другой ученик, И. В. Гаврилов, помог опубликовать стихи и поэмы учителя в «Рузском альманахе». Третий, А. Г. Иванов, отмечал юбилеи Владимира Георгиевича статьями в районной газете «Красное знамя».
Более подробно о судьбах педагогов Колюбакинской средней школы можно прочитать в книге С. В. Бирюкова «Моя юность, мои учителя», размещенной в сети. Хочется отметить, что педагогика — это та профессия, без которой было невозможно построение Страны Советов. Судьбы этих пяти учителей были неразрывно связаны с народом в годы войны, в период послевоенного восстановления и в эпоху развития советского Рузского края вплоть до середины 80-х годов XX века.









