Действующее регулирование малых закупок, осуществляемых без соблюдения процедур, предусмотренных частью 12 статьи 93 Закона о контрактной системе, сталкивается с рядом системных проблем, снижающих эффективность данной сферы. Одной из ключевых трудностей является отсутствие единого подхода к организации информационных систем, используемых для проведения таких закупок. Различия в порядке регистрации, проведении процедур и функционале платформ создают барьеры для участников, ограничивая их доступ к торгам. Кроме того, дополнительная финансовая нагрузка на поставщиков, связанная с завышенными размерами платы за участие, превышающими установленные Правительством РФ лимиты, снижает привлекательность малых закупок для бизнеса.
Важной проблемой остается отсутствие механизмов, стимулирующих закупку товаров российского происхождения и продукции стран Евразийского экономического союза. Это не только противоречит стратегическим задачам импортозамещения, но и создает неравные условия для участников рынка. Серьёзные риски связаны с недостаточной защитой данных: отсутствие единых требований к информационной безопасности повышает вероятность утечки конфиденциальной информации и персональных данных участников.
Отсутствие централизованного учета малых закупок на уровне субъектов РФ и интеграции между информационными системами затрудняет контроль и анализ их жизненного цикла. Это также исключает возможность применения электронного документооборота на этапе исполнения контрактов. Отдельной проблемой является невозможность обжалования действий заказчиков и операторов платформ, что ограничивает защиту прав участников.
Для решения указанных проблем необходимо внедрение единых правил проведения малых закупок в электронной форме. Ключевыми задачами являются унификация процедур, создание единого каталога товаров, разработка требований к информационным системам и их интеграции, а также установление прозрачного механизма взимания платы с участников.