Сегодня эффективное взаимодействие между сферой образования и предприятиями-работодателями является залогом успеха при подготовки квалифицированных кадров. Работодатели чаще всего проявляют интерес либо к среднеспециальным образовательным организациям, либо к высшим учебным заведениям, которые осуществляют подготовку кадров с учётом профессиональных компетенций.
Уникальность проекта, реализуемого на территории Омской области, заключается в том, что он охватывает все ступени образования, начиная с детского сада.
Омское предприятие «Омскнефтехимпроект» успешно реализует программу «Школа-Вуз-Предприятие» с начала нулевых годов. На первом этапе, в подшивных школах, начали формировать инженерные классы с углублённым изучением физики, химии, математики, информатики, геометрии, алгебры, иностранных языков, при этом предприятию пришлось преодолевать ряд стереотипов, которые на тот период сложились в обществе, связаны они были с тем, что на рынке труда в первую очередь были востребованы экономические и юридические специальности, а не инженерные.
Предприятие заключило Соглашение с министерством образования Омской области для успешной реализации теперь уже расширенного проекта «Школа-Вуз-Предприятие», который на сегодняшний день объединяет все виды образовательных организаций. Программа содержит четыре ступени: дошкольная, школьная, вузовская и послевузовская. Каждая ступень программы включает комплекс мероприятий, направленных на подготовку высококвалифицированных инженерных кадров.
На наш взгляд, весьма интересными являются ступень дошкольная и ступень послевузовская. Первая направлена на работу с самыми юными участники программы — воспитанниками детских садов, для которых разработана специальная программа ONHP-KIDS, обращает на себя внимание тот факт, что к созданию данной программы были привлечены специалисты кафедры предметных технологий начального и дошкольного образования педагогического университета. Игровая форма проведения занятий весьма интересна для дошкольников, при этом происходит развитие мелкой моторики, воображения и постепенно происходит процесс формирования инженерного мышления. Ступень послевузовская направлена на работу с молодыми специалистами, которые прошли предыдущие ступени программы и первичную адаптацию, и, казалось бы, уже никаких дополнительных усилий со стороны работодателя не требуется. Однако предприятие осознает, что профессиональное становление инженера ещё впереди, поэтому в течение двух лет происходит работа с молодым специалистом через систему наставничества и молодёжный центр предприятия.
Программа существенно расширила свою географию. На сегодняшний день участниками программы являются: более 20 детских садов России, более 40 школ России, Казахстана и Сербии, более 10 ВУЗов России, Казахстана и Сербии.
Подводя итоги успешной региональной практики комплексного и эффективного взаимодействия детских садов, школ, вызов и предприятия при подготовке инженерных кадров на примере Омской области можно сделать вывод о том, что подобные программы необходимо транслировать и на другие территории нашей страны.